Елена Копылова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наблюдение за черепахой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наблюдение за черепахой»
Копылова Е. А., воспитатель
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Наблюдение за черепахой»
Тема: «В поисках золотого ключика».
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Наблюдение за черепахой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наблюдения за черепахами
- Старшая группа
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Конспекты занятий с черепахами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Познавательные:
Дать детям знания о черепахе как живом существе, об её характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.
Дать представление о разнообразном питании краснухой черепахи.
Развивающие:
Развивать умение отгадывать загадки;
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; Развивать умение планировать свою деятельность;
Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание.
Практические:
Обогащать словарный запас;
Практиковать умение выполнять упражнения, согласно тексту.
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них; Воспитывать желание помогать друг другу.
Методы и приемы:
- практические: эксперименты с черепахой, задания для развития логического мышления;
- наглядные: наблюдение, демонстрация опытов, просмотр фотографий и картинок;
- словесные: беседа, вопросы, объяснение.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Черепахи», различный корм для черепах (конфета, семечки, капустный лист, кусочек яблока, кусочек мяса, специальный корм для черепах, рисунок-загадка, живая красноухая черепаха, лоток с песком, искусственное яйцо, «золотой» ключик, лампа.
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная - Физкультминутки.
Игровая - Игровые ситуации.
Познавательно-исследовательская - Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная - Беседы, отгадывание загадок, вопросы.
Ход занятия.
Знакомство с ребятами. Воспитатель представляется и предлагает поиграть с детьми в игру с мячом, чтобы познакомиться.
Воспитатель : ребята! Сегодня мы с вами превратимся в маленьких исследователей и отправимся изучать окружающий мир (слайд 1, а помогать нам будет волшебный экран и еще один помощник, с которым вы познакомитесь позже. Для начала мы исследуем эту коробку с песком, в песке что-то спрятано.
Просит детей хорошенько покопаться в песке и отыскать спрятанный предмет.
(На доске вывешена картинка, закрытая замочной скважиной.)
Ребенок обнаруживает в песке яйцо с запиской.
Ой, а на яйце написано: «Помогите отыскать малышу маму, а чтобы узнать кто спрятался в яйце, пожалуйста найдите золотой ключик!»
- Давайте немного подумаем, кто может появиться из этого яйца? (демонстрирует яйца черепахи). ( Слайд 2 - подсказки: змея, ящерицы, крокодил, птица.)
- Вариантов у нас много! (стук в дверь) Ой, слышите, постучали? Это, наверное, наш помощник пришел, точнее приполз! Отгадайте, кто это?
«Может жить она везде,
И на суше, и в воде.
В панцире со всех сторон,
Не раздавит даже слон.
Вот, вручила Буратино,
Ключик из болотной тины.
Тяжела её рубаха,
Кто же это? – …»
(черепаха)
Правильно! Ребята - знакомитесь – это водная красноухая черепаха! А зовут ее Даша, она внучка той самой Тортиллы (слайд 3, что помогала Буратино! Она точно поможет нам найти золотой ключик, ведь она в этом специалист! Ой, подождите, Даша хочет, чтобы я прочитала записку.
Читает записку: «Ребята! Мне очень, очень грустно! Я узнала, что дети в детских садах очень мало знают про то, как мы, черепахи, живем! А ведь мы есть во многих мультиках и сказках! И из-за своей грусти я не смогу вам помочь, золотой ключик нужно искать только тогда, когда ты радостный!
Воспитатель : Может мы сможем ее порадовать, если узнаем про черепах побольше? Вы готовы, ребята?
Дети сидят полукругом перед столом, на котором находится коробка с черепахой. Воспитатель демонстрирует на слайдах 4, 5 фотографии с изображением черепах, сопровождая показ рассказом о черепахах.
Посмотрите на эти фотографии. На них изображены разные черепахи. Есть черепахи, которые живут на суше, а есть водные черепахи, которые чувствуют себя лучше в воде. Хотите ее рассмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель достает черепаху и кладет его на стол.
- Давайте рассмотрим это удивительное животное. Даша – черепаха водная, она живет в чистых озерах и прудах. Она крайне любопытна. (Слайд 6). Если черепаха сыта, она вылезает на берег и греется под солнечными лучами. Если голодна, то неспешно плавает в поисках пищи. (Слайд 7). Посмотрите и потрогайте спинку черепахи. Какая она?
Дети: Твердая, крепкая.
Воспитатель : А теперь посмотрите ее животик. Какой он?
Дети: Твердый, крепкий.
- Верно (Слайд 8). Эти две крепкие пластины-щиты соединены между собой. Получается костяной и прочный панцирь. Панцирь служит черепахе надежной защитой от нападения других животных.
Теперь посмотрите на ноги, голову и хвостик у черепахи? Какие они?
Дети: Ноги короткие, покрыты толстыми чешуйками, на ногах длинные когти.
Воспитатель : Правильно. А голова у черепах треугольной формы, хвостик короткий и тоже покрыт мелкими чешуйками. Давайте выпустим черепаху в песок и посмотрим на следы, которые она оставляет. От чего остаются следы?
Дети: от хвоста остается полоса, а от лап ямки.
Воспитатель : правильно. Крепкие когти помогают черепахе раскапывать землю и песок, когда она строит себе норку или когда закапывает яйца, из которых появляются ее детеныши. Как можно их назвать?
Дети: Черепашата, маленькие, малюсенькие, крохотные (Слайд 9)
Воспитатель : черепахи, откладывают до сотни яиц в песчаные гнезда. Когда черепашатам становится тесной скорлупа яиц, они разбивают скорлупу и вылезают наружу, на песок. (Слайд 10)
У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими роговыми челюстями. Обычно черепахи все делают медленно, но наша черепашка очень шустрая, и если заметит опасность, то очень быстро соскальзывает в воду!
Смотрите, наша черепашка предлагает нам размяться вместе с ней!
Физкультминутка. (Слайд 11)
Начинается разминка,
встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились,
и еще раз повторили.
Приседаем мы по счету:
раз-два-три-четыре-пять…
Это нужная работа –
мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
выполняем вместе с вами.
Упражненья завершили,
Дальше слушать все решили.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Черепахи хорошо видят и слышат, очень любят тепло. На солнышке вытягивает шею, и принимает солнечные ванны. Включается лампа для черепахи (12). А зимой черепахи засыпают в своих норках, впадают в спячку до весны.
Предлагает детям провести эксперимент. Задаё т детям вопросы:
-Ребята, а что же едят наши черепахи? Можно я угощу их конфеткой? (достаёт конфету из кармана).
- Дети, давайте посмотрим, будет ли черепаха есть конфетку? Не ест. Я дам ей жареных семечек. Тоже не ест. - Ребята, как вы думаете, что будет есть черепаха? - Давайте проверим (предлагает черепахе разную еду). - Так что же они едят?
Демонстрирует фотографии (Слайды 13, 14). Водные и сухопутные черепаха любят мясо, рыбу, специальный корм.
У детей развивается умение наблюдать.
Итог занятия
Воспитатель : Ну что ребята, скажите, что вы сегодня узнали о черепахах?
Ответы детей.
Как вы думаете, мы сумели обрадовать Дашу? Давайте ее спросим! Ой, ребята, посмотрите, Даша уже нашла и принесла нам ключик.
Предлагает открыть ключиком замочек. Снимает замок с изображения черепашонка.
-Не зря мы сегодня говорили о черепашках, значит, из этого яйца вылупится маленький черепашонок. Думаю, наша черепашка сможет стать мамой этому малышу! Черепахам пора отправляться к себе домой!
Ну а вам на память о Черепашке Даше и за помощь я бы хотела подарить таких вот маленьких черепашек!
Дарит детям маленькие подушечки в виде черепашек.