Марина Ревина
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Наблюдение за комнатными растениями»
▼ Скачать
с использованием ИКТ
Программные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт, используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним.
Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация).
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе „Наблюдение за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь:
«На веранде, где цветочки,
Я сижу в своём горшочке.
Я, конечно, не велик,
Но смотри- ужалю вмиг!
Ты не веришь, мальчик?
Протяни сам пальчик!»
Дети: Это кактус!
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать?
Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки.
Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель?
Дети: Это стебель.
Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он?
Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета.
Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут.
На мониторе появляется картинка.
Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1)
Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко.
Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2).
Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3).
Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности. (Слайд 4).
Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета. (Слайд 5).
Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры. (Слайд 6).
Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7).
Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.
Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев?
Дети: Колючки, иголки.
Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они?
Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус?
Дети: Его поливают редко.
Воспитатель: Да, ребята. Его нужно поливать один раз в неделю, можно в понедельник, когда мы приходим в садик после выходных. А почему кактус надо поливать редко?
Дети: Потому что у него очень толстый стебель.
Воспитатель: Ребята, внешний покров кактуса жилистый. У некоторых кактусов жилы стягиваются и растягиваются, как аккордеон. Они растягиваются, когда наполняются водой, и стягиваются, когда вода израсходована. Поэтому у кактуса толстый стебель из-за находящейся внутри воды. Кто мне напомнит, где родина кактусов?
Дети: Мексика, пустыня.
Воспитатель: Молодцы, запомнили. А сейчас немного отдохнём. Проводится физминутка:
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
Воспитатель: Хорошо, продолжаем. Кто знает, как надо приготовить почву, чтобы растение росло в комнатных условиях?
Дети: Надо смешать землю с песком и посадить кактус, а сверху ещё посыпать песка, чтобы влага быстро не испарялась. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает с ответом).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, кактус светолюбивое или темнолюбивое растение?
Дети: Светолюбивое, потому что живёт в жарких странах.
Воспитатель: Значит, где мы его должны поставить?
Дети: На солнечной стороне.
Воспитатель: Вы знаете, что все комнатные растения требуют ухода. Как вы ухаживаете за комнатными растениями нашего уголка природы?
Дети: Растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения, опрыскивать, протирать листочки от пыли.
Воспитатель: Хорошо. Но ухаживать за разными растениями нужно по- разному. Как вы будете ухаживать за этим растением (показываю сансевьеру? Как называется это растение?
Дети: Это сансевьера. Её надо поливать, рыхлить землю, протирать листья влажной тряпочкой.
Воспитатель: Хорошо. А как вы будете ухаживать за этим растением (показываю традесканцию? Что это за растение?
Дети: Это традесканция. Листья нельзя протирать тряпочкой, их надо опрыскивать.
Воспитатель: Да, ребята. Листочки у традесканции хрупкие, могут легко сломаться, поэтому это растение мы будем опрыскивать. Хорошо, мы с вами вспомнили способы ухода за растениями. Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем убирать пыль с кактуса, у которого вместо листьев колючки? (Выслушиваю мнение детей, затем вызываю ребёнка для показа, действия сопровождаю словами.) Сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой между колючками и снимаем пыль. А что мы ещё забыли сделать? Пыль вытерли, но что-то забыли…
Дети: Нужно взрыхлить песочек и полить.
Воспитатель: А как часто будем поливать? Каждый день, через день?
Дети: Нет! Поливать будем один раз в неделю.
Воспитатель: Умницы! Вы всё правильно сказали и запомнили! Так с каким растением мы сегодня познакомились?
Дети: С кактусом.
Воспитатель: Хорошо. Вы узнали, что кактус- растение пустыни, что вместо листьев у него колючки. Его надо поливать редко, это растение любит солнце. Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём.
(Проводится гимнастика для глаз).
Глазкам нужно отдохнуть. дети закрывают глаза
Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты)
Глаза по кругу побегут, (глаза открыть, движение зрачком по кругу)
Много- много раз моргнут (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (легко коснуться пальчиком закрытых глаз)
Увидят мои глазки всё! (глаза распахнуты, на лице улыбка).
А сейчас мы с вами попробуем нарисовать кактус. Давайте сядем за столы, откроем свои альбомы и будем рисовать пустыню и кактусы.
Рисование кактуса, как закрепление материала. На мониторе картинка с изображением пустыни и растущими кактусами.