Людмила Абрамова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Загадки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Нижегородская обл., Арзамасский район, МБДОУ «Чернухинский детский сад № 16»
Выполнила:
воспитатель
первой категории
Абрамова Л. А.
с. Чернуха, 2015
Тема: «Загадки природы»
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг).
Задачи:
1. Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формировать умение осознанно выполнять движения.
- Закреплять знания детей о правилах поведения в экосистемах.
- Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, что человек – часть природы.
- упражнять в равновесии, в прыжках, в перепрыгивании.
2. Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
- Развивать ловкость, настойчивость в достижении положительных результатов.
- развивать зрительную память.
3. Воспитательная : Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Материал к занятию : карта (со знаками SОS); карта «Лес после пожара»; модель «Вытоптанный луг»; ящики с землей; лейка с водой; семена трав; картинки: насекомые, птицы, животные; доска; веревка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины со значками SOS! (беседа).
2. Рисование плакатов (напоминающие знаки) :
- «Береги лес от пожара».
- «Уходя из леса, потуши костер».
- «Не разжигай костров у деревьев».
Ход занятия:
1. Воспитатель уточняет цели похода-экспедиции:
- Куда мы сегодня с вами собираемся? Зачем?
- С собой мы возьмём наших добрых надёжных помощников. Назовите их (глаза, уши, нос, руки).
2. Выполнение упражнений
а) ходьба змейкой по залу
Воспитатель :
- Все готовы к походу? (да).
- Мы сейчас в поход выходим.
По извилистой тропинке друг за другом все проходим.
б) перепрыгивание через лужи.
Воспитатель :
- Сколько луж на нашем пути? Через них надо перепрыгнуть, не намочить ноги. Прыгать на носочки, помогая руками для равновесия.
в) ходьба по узкой дощечке боком приставным шагом.
Воспитатель :
- Вот мы дошли до речки. Как нам перейти через неё? (Сделаем мостик).
- Руки за спину кладём
Осторожно боком по мостику пойдём.
Спину держим прямо, не наклоняемся.
3. Остановка «Лес» (картины о лесе).
Воспитатель :
– А вот и лес, полный сказок и чудес. Но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:
НЕ РВИ. В РОТ НЕ БЕРИ. НЕ ШУМИ. НЕ СОРИ.
НЕ ЛОМАЙ. НЕ РАЗОРЯЙ. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН.
- Так зайдём же в гости в лес.
Тихо, на носочках.
(Руки на поясе, спина прямая).(Ходьба на носочках).
4. Рассматривание презентации «Лес после пожара».
Воспитатель :
- Как вы думаете, что здесь произошло?
- Почему это смогло случится?
- Послушайте, как плачет лес.
( Звучит запись: От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, её уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. Помогите. SOS)
- Ребята, почему после пожара лес умирает? ( Дети выстраивают цепочку:
Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.)
- Чтобы понять это, мы поиграем в игру «Разрушенный дом»(собираем детей в круг и ограничиваем их движения верёвкой). Все вы обитатели леса, которые жили себе не тужили, каждый по-своему, пока люди в лесу не разожгли костёр и не случился пожар. И животные, которые жили в этой части леса, остались без жилья. В лесу стало теснее (потянуть верёвку так, чтобы круг детей сузился). А ещё надумали люди проложить в лесу дорогу. Для этого они срубили деревья. И животные этого участка остались без дома. Стало ещё теснее (подтянуть верёвку). А потом люди решили построить посёлок. Потеряли свой дом и животные этого уголка леса. Стало очень тесно в лесу (стянуть верёвку так, чтобы детям было совсем тесно).
Вывод: если человек без конца будет теснить животных, то они погибнут.
Воспитатель :
- Ребята, как же можно это исправить? (Посадить новые растения – деревья, кусты, травы).
Дидактическая игра «Кто вернётся в лес?» ( видеослайды: «Этажи леса», дикие животные, насекомые, птицы).
Воспитатель :
- Выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные: бабочки, муравьи, кузнечики, мыши, зайцы, ежи, змеи, кроты, пчёлы.
- Выросли кустарники и деревья – вернулись птицы и остальные животные, появились хищники- волк, лиса, медведь.
- Для рождения нового леса нужно очень много времени. Мы сделаем первый шаг к его возрождению: посадим семена трав, которые есть у нас, но это мы сделаем позже.
Дети рассказывают стихотворение о лесе:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство для нашей страны,
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.
Свято помни, что лес наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки,
Чтоб сохранилось всё навеки.
Воспитатель :
- А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим свои напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костёр». (Дети развешивают знаки).
- Сейчас немного отдохнём и дальше пойдём.
5. Физкультминутка (дети выполняют движения) :
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, руки встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
6. Остановка «Луг».
Воспитатель :
– Тишина стоит вокруг, выйдем мы сейчас на луг к месту следующего сигнала SOS (Спокойная ходьба) Пока мы идём, давайте вспомним, чем можно полюбоваться на лугу? (Цветами, насекомыми, травой, лекарственными травами)
Игра «Я знаю пять названий.»
- Я знаю пять названий луговых цветов: клевер –раз, ….
- Я знаю пять названий насекомых: пчела – раз…
Воспитатель :
- Луг – это красивое место, где можно отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы ( видео-слайд: ровная площадка с остатками травы, по бокам – футбольные ворота)
- Ребята, посмотрите! Я ничего не понимаю: здесь раньше был луг, а теперь футбольное поле! Что же это такое! Что случилось? (Мальчики решили устроить на лугу футбольное поле, вытоптали всю траву, и луг пропал)
- Теперь ясно, почему отсюда поступил сигнал бедствия. Что же будем делать? (Сначала вскопать почву, полить, а потом сеять или сажать)
7. Практическая часть.
В приготовленных ящиках, с плотно утрамбованной землёй, дети сажают семена трав (клевер, газонная трава, тимофеевка)
- Что нужно растениям для роста и развития? (вода, почва, свет, тепло, воздух).(Показ моделей).
8. Релаксация – включается фонограмма «Голоса птиц».
9. Итог занятия :
У природы живые краски
И пусть живёт она без опаски.
Пусть живут звери и птицы,
Пусть человека никто не боится!
Пусть зеленеют луга и сада,
Пусть будет радостно от этой красоты!
Воспитатель :
- Спасибо вам, ребята, за вашу заботу о лесе и луге.