Людмила Череменова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2. Учить устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и происходящими явлениями; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, течёт, льётся, брызгает, капает, журчит, бежит, бесцветная, прозрачная, мутная, окрашенная, белая.
3. Воспитывать любознательность при изучении свойств воды, бережное отношение к ней.
Методы и приё мы:
1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
2. наглядный (панно «Обитатели моря», «Обитатели речки», символы).
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Практический (опыты по свойствам воды)
4. Словесный (беседы, стихотворении про Облачко, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
1. Изготовление панно «Обитатели моря», «Обитатели речки»
2. Чтение сказки познавательного характера: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Беседы на тему: «Кто живёт в воде (в реке, в море)».
Материала и оборудование:
1. Панно «Обитатели моря», «Обитатели речки»
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, тушь разных цветов, марганцовка, ложечки, молоко.
3. Символы, обозначающие свойства воды
4. Кукла Степанида.
5. Дидактические игры: «Кто где обитает?», «Собери пазлы» на тему рыбы.
Ход занятия
Дети входят в группу, встают около стола и переходят от одной позиции до другой.
Воспитатель (с игрушкой Степанидой) :
Ребята, к нам сегодня в гости пришла Степанида. Она ведь у нас хозяюшка всё по дому хлопочет, то полы помоет, то чай заварит, то воды принесёт, в общем, мамина помощница Степанида сходила за водой и поставила ведёрко около дома. Еремеюшка бросая камушки, попал в ведро. Камушек был грязный и вода стала мутной, грязной и дна у ведёрка уже невидно. Стало Еремеюшке интересно, почему так происходит. Спросил у Степаниды, она не знает, поэтому решила обратиться к нам. Поможем? (Ответы детей). Степанида, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Воспитатель : Ребята, так что же такое вода?
(Ответы детей)
Алина: вода – это капельки дождя.
Серё жа: вода есть в ручье, в речке, в море.
Лиза: воду можно вылить из стакана.
Воспитатель : вода – это жидкость. Она текучая, всё время куда-то течет, выливается, капает капельками с зонтика с крыш, струится ручейком, собирается в лужи. Её можно зачерпнуть ладошкой и она примет формы ладошки, налить во что-нибудь: в воздушный шарик, в блюдце, в вазу. Её можно налить, перелить из одного ёмкости в другую.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель : Проходите все сюда, встаём поудобнее, располагаемся так, чтобы всем хватило места.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Сначала воспитатель осуществляет показ с комментариями к проводимому опыту. Затем в опыте участвуют сами дети. На основе опытнической деятельности дошкольники делают выводы.
Вывод: (ответы детей)
Максим: вода – это жидкость. Она текучая, всё время куда-то течет.
Соня: выливается, капает капельками с зонтика с крыш, струится ручейком, собирается в лужи.
Воспитатель : чтобы вам ребята, и тебе, Степанида лучше это понять и запомнить, я нарисую вот такой символ (рисуется на доске капелька).
Воспитатель : ребята, а как вы думаете, какого цвета вода?
Ответы детей.
Соня: у неё нет цвета.
Лиза: вода бесцветная.
Серё жа: вода прозрачная.
Воспитатель : сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя бумага белого цвета, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель : какого цвета молоко?
Никита: белого.
Воспитатель : а можно сказать про воду, что она белого цвета?
Ответы детей.
Ксюша: вода не белая. Через стакан с водой виден палец.
Максим: когда стакан с водой стоит на газете под ним видны буквы.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (не имеющая цвета - бесцветная) (рисуется символ этого свойства)
Воспитатель : ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите, проведём опыт? А ты, Степанида, хочешь?
Степанида: да хочу это так интересно, а можно мне самой.
Ответы детей.
Наташа: можно я помогу Степаниде?
На столе 2 ёмкости с водой, марганцовка и тушь. Этот опыт проделывает только взрослый.
Воспитатель : я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Вода свой цвет изменила? А теперь я добавлю во второй сосуд с прозрачной водой волшебную капельку (тушь синего цвета). Посмотрим, что произойдёт с водой. Вода свой цвет изменила?
Ответы детей.
Ксюша: вода свой цвет изменила, она стала напоминать по цвету свёклу.
Максим: да вода куда капнули волшебную капельку стала голубой как небо.
Вывод: вода может быть любого цвета, какого вы захотите. Всё зависит от того, что вы в неё добавили.
Воспитатель. : Как вы считаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить сироп?
Ответы детей:
Соня: мне кажется, что вода изменит цвет.
Степанида: я принесла сироп.
Воспитатель : спасибо Степанида, этот опыт пусть ребята сделают дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается остывшая кипячёная вода). Какая она? Кислая? Сладкая? Солёная?
Ответы детей.
Наташа: вода без вкуса.
Серё жа: у воды нет вкуса, она безвкусная.
Никита: вода некислая, несолёная, несладкая. Пресная.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель : а чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Степанида, чтобы не забыла, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям предлагается взять сахарный песок ложечкой и бросить в воду, затем дома проделать опыт: добавить кристаллик лимонной кислоты. Как изменится вкус после первого действия, затем после второго).
Воспитатель : давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Ответы детей.
Ксюша: вода стала сладкая.
Максим: она сладкая как будто в ней сироп.
Серё жа: вода приобрела вкус похожий на конфету
Воспитатель : как вы думаете, что вы добавили в воду?
Ответы детей.
Наташа: похоже на сахар.
Соня: крупинки похожи на сахарный песок.
Никита: я думаю, что сахар
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей.
Наташа: нет, не пахнет.
Соня: ничем не пахнет.
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
Воспитатель : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете?
Ответы.
Ксюша: вода может.
Максим: наверно может.
Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Физкультминутка:
По небу Облако большое плыло,
Облачко поменьше за ручку вело,
Огромное Облако все время ворчало,
И головой все время качало.
Вдруг налетел озорной ветерок.
Облако-внучка - скорей наутёк.
«Трам-та-ра-рам», - заругал ее Гром.
Облако-внучка - обратно бегом.
Так и гуляли два облачка вместе
Бабушка-облачко и облачко-внучка.
Воспитатель : а сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Степанида.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Степаниде расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода, чей это дом»).
Воспитатель. : А ты знаешь, Степанида, что вода – это дом для водных обитателей. Ребята, а давайте Степаниду научим играть в игру «Кто где обитает?». Дети объясняют ход игры Степаниде. Дидактическая игра: «Кто где обитает?», «Собери пазлы».
Воспитатель :
-А в доме как известно нельзя мусорить, надо поддерживать порядок.
Степанида: Да знаю, я маме по дому помогаю убираться, чтобы чисто было и грязи не было.
Воспитатель. : Водоёмы загрязнять нельзя, потому что в грязной воде рыбы жить не смогут и люди для себя воду тоже из водоёмов берут. Грязную воду пить нельзя заболеешь.
Вот поэтому нужно беречь водные ресурсы, сохранять чистоту воды.
А чтобы у Степаниды осталась память о нашей встрече давайте отдадим ей карточки, чтобы она и Еремеюшке рассказала.
Степанида: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что водоёмы нельзя загрязнять и братцу скажу.
Воспитатель : молодцы, ребята! Ну что, Степанида, узнала что-нибудь нового о воде?
Степанида: да! Только это так трудно запомнить, да мне ещё и Еремеюшке надо пересказать.
Воспитатель. : ребята тебе, Степанида, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай:
Рефлексия
Ответы детей (с опорой на символы) :
Соня: Вода – это жидкость, она текучая, её переливаю, выливают, наливают.
Серё жа: Вода – бесцветная, но её можно окрасить в любой цвет.
Никита: Вода – безвкусная
Наташа: Вода не имеет запаха.
Степанида: спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель : ребята, давайте, и мы у себя в группе символы повесим.
Ответы детей.
Ксюша: да давайте.
Соня: я прикреплю к доске.
Степанида: совсем забыла, у меня для вас есть сюрприз. Я ведь вам угощенье принесла чай да сушки (вносится прозрачный графин куда опускается чайный пакетик). Как вы думаете, какого цвета будет вода? Какое свойство воды я продемонстрировала?
Ответы детей.
Серё жа: показывает на символ прозрачности воды.
Наташа: вода может окраситься в любой цвет.
Саша: у воды нет цвета, она прозрачная.
Никита: вода закрашивается в тот цвет, который мы захотим.