Анастасия Димитрина
Консультация для логопедов «Диагностика дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача диагностики дизартрии очень проста- определить нарушение тонуса, а вот решение не всегда лежит на поверхности.
Бывает так, что симптомы дизартрии очевидны, а нарушение звукопроизношения не выражены. Бывает так, что тонус вроде не сильно изменен, и подвижность языка не сильно ограничена, но нарушены все группы звуков позднего онтогенеза. А бывает так, что диагност видит, что дизартрия есть, но она не сыграла существенную роль в речевом нарушении. А бывает так, что логопед видит тонусные нарушения, а невролог нет.
Важно понимать, что логопед более направленно и длительно изучает дизартрию, у логопеда зачастую большая насмотренность и опыт с такими детьми. Особенно это касается тех случаев, когда пострадал только тонус артикуляционной мускулатуры.
Цель диагностики- не просто определились есть ли у ребёнка дизартрия:
-является ли она единственным речевым нарушением;
-дизартрия является ли ведущим нарушением у этого ребёнка;
- важна ли в данном случае коррекция дизартрии;
- какие пути коррекции подойдут именно этому ребёнку.
Диагноз нужен для того, чтобы определить дальнейшую стратегию работы. Но важно помнить, что обнаружение дизартрии не всегда требует коррекции.
Например, если вы зафиксировали нарушение тонуса у ребёнка с полевым поведением, с отсутствием подражательной деятельности, с тяжёлым дефицитом внимания, то однозначно не массаж и артикуляционная гимнастика не будут коррекционном плане.
Диагностика дизартрии включает разные методы:
1. Анализ звукопроизношения.
2. Визуальный осмотр.
3. Пальпация мышц.
4. Проведение и анализ диагностических проб.
5. Сбор анамнеза.
1. Анализ звукопроизношения с говорящим ребёнком, в первую очередь надо поговорить. Характер речевых ошибок может выстроить гипотезу, а все остальные методы или подтвердить или опровергнуть.