Курбанова Хадижат
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ
«Что мы знаем о воде»
Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества у дошкольников.
Задачи
Образовательные:
1. познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.
2. обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.
3. формировать умение разрешать противоречия.
Публикация «Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
4. применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.
Воспитательные:
1. прививать вкус к творческой работе.
2. формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
1. развивать интерес к занятиям через моделирование и экспериментирование.
2. развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом, «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «хорошо-плохо»
Развивающая среда: Иллюстрации: капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
Словарная работа: испарение, таяние.
Ход занятия:
1. Организационный момент, объявление темы.
Педагог:
-Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание – сочинить сказку о воде. Но незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.
-Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?
-Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.
-Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:
Раз, два, три, покрутись
В ученого – исследователя превратись
-Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания? (дети рассматривают карточки символы)
Педагог: Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «понаблюдать», «провести эксперимент», «спросить у другого человека», «посмотреть телевизор», «прочитать в книге»)
Задание1: Игра «Что общего?» (На столе разложены иллюстрации с изображениями: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке.)
Вопросы к детям:
-Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках?
-Почему эти картинки я объединила вместе? (это все – вода)
-Правильно, на картинках изображены разные состояния воды – жидкое, твердое, газообразное.
-Выбыли внимательны и правильно выполнили задание.
Проходите, занимайте места на стульчиках.
Задание 2: Опыты.
Педагог:
-Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «назовите свойства воды»
Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы-карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.
-Вы правильно назвали свойства воды.
Опыт «вода не имеет формы»
-Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? А теперь проверим наши предположения.
-Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? Лед - это жидкое вещество или твердое? –Где находится лед?
-Изменилась ли форма кусочка льда? –Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке?
А теперь проверим, имеет ли форсу вода. (наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму приняла вода в этом сосуде?
Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в котором находится.
Игра малой подвижности «Маленькие человечки»
-Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в маленьких человечков. Скажите, как ведут себя твердые человечки?
-Правильно, крепко держатся за руки, через них тяжело пройти.
- Как стоят жидкие человечки? (они стоят рядом друг с другом, слегка соприкасаясь)
- Как стоят газообразные человечки? (они неусидчивы – бегают, летают)
Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.
Садитесь на стулья.
Задание: Проблемные ситуации
Ситуация: ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высушится быстрее, в пасмурную или солнечную погоду? Солнышко нагревает капельки и превращает их в пар.
-Вывод, вода испаряется.
Итог
Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет?
Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?
Что сегодня показалось самым трудным?
С какими заданиями мы успешно справились?
Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах оды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!