Пахалюк Ксения
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «О полезных свойствах лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Пахалюк Ксения Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №175»
«Чудеса зеленые.»
Цель: "Формировать знания о полезных свойствах растений. "
Задачи
Образовательные:
Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах, пользе для человека.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „О полезных свойствах лекарственных растений“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие:
развивать кругозор, мышление,
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к растениям, природе в целом.
Материал:
Картинки разных лекарственных растений нашей местности (подорожник, ромашка лекарственная, чистотел, гербарий, живые растения; карточки с загадками о растениях.
Предварительная работа:
загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.
Ход занятия
-Доброе утро! Я очень рада вас видеть! Посмотрите, у меня в руках цветок. Сейчас мы будем передавать его друг-другу, называть по имени и говорить: «…как я рад (рада) тебя видеть.
Вводная часть:
Я: - Ребята, я не просто так взяла именно такой цветок. Кто-нибудь знает, как он называется?
Дети: -Да, это одуванчик!
Я: - Верно, молодцы! Но это не просто красивый цветок. Он еще и очень полезный. Вот что нам помогает не заболеть?
Дети: - Одеваться, ходить к врачу, делать зарядку, принимать витамины и лекарства!
Я: - Все это верно! А можно лекарства не покупать в аптеке и витамины, а сделать самим?
Дети: - Нет, наверное нельзя.
Я: - Ребят, некоторые полезные витамины для здоровья можно получать путем использования лекарственных растений.
Основная часть.
Я: -Ребята, пожалуйста, подойдите к столу, посмотрите, что на нем лежит?
Дети: - (ответы разные- листья, травка…обобщаем –это все части деревьев, кустарник, правильно)
Я: - Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Без растений не было бы жизни на Земле. Они не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.
А именно о таких, которые могут помочь вылечить разные недуги.
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать.
1. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
(Одуванчик)
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
2. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
Шиповник
Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.
3. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень).
Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.
4. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Крапива
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива).
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
5. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (Полынь)
5. Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам - беда.
Что в огороде? (Лебеда)
Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде? (Лебеда)
В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.
6. Путника друг, всем знаком, скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткой лег.
Путника друг, всем знакомый, многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство тут же, на тропке у ног. (Подорожник)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Подорожник.)
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
7. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах. (Мята)
8. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
(Чистотел)
9. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
10. У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики сизые,
Словно бы в инее. (Можжевельник)
11. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик)
12. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)
13. В поле ржи у речки быстрой
Разбросало небо искры.
Это в поле у реки
Голубеют (Васильки)
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его (Василёк)
14. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. (Рябина)
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Я: -Молодцы, ребята! Много отгадали загадок. Теперь пойдем к интерактивной доске и поиграем. У растений не хватает частей. Давайте им поможем. Каждому растению нужно подобрать не достающую часть. (Дети выходят к доске и по очереди выполняют задание, параллельно называя растение и часть, которой не достает; воспитатель подбадривает по ходу дела).
Сюрпризный момент
Стук в дверь.
Я: -Ребята, давайте откроем и посмотрим, кто же это к нам пришел?
(дверь открываем, входит гость, Махлин Денис Арнольдович, эколог- природопользователь, здоровается, представляется, говорит, что знает все о том, как сохранить свое здоровье и не ходить в аптеку. Показывает интересные гербарии, букеты из свежесобранных ромашек, одуванчиков и пр. Предлагает поиграть с ними: Ребята называют свойства растения и используют по назначению- заваривают чай, прикладывают к мнимой ране и пр.)
В конце занятия Денис Арнольдович вручает ребятам собранный букетик из целебных трав, и они вместе идут на участок, чтобы посадить там саженец липы. В дальнейшем он предлагает детям приглашать на липовый чай своих бабушек, мам, чтобы укрепить свое здоровье.
Ребятам очень понравилось, они решили организовать выставку рисунков лекарственных растений в детской поликлинике №6.