Ольга Гришкина
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.
Материал: картины леса, картинки с изображением зверей для игры.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Удивительный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Ход занятия
Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод зимой – снимет шубу с плеч долой». (Лес).
Путешествие в лес
Мы идём в гости к леснику. Он нам расскажет много интересного – кто живёт в лесу, что растёт в лесу.
Ходит по лесу лесник,
Он молчать в лесу привык.
Здесь ему совсем как дома,
Всё давным – давно знакомо.
Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.
• Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите.
• В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать.
• Старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Вот отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелённой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Да, берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветут берёзы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается берёзка в листву и жёлтые серёжки. Плод берёзы – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром. У берёзы есть сё стры: учённые насчитали около 65 видов берёз. А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом берёзы? Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Это дуб. У дуба кривые ветви, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.
Он растёт и ввысь, и вширь,
Это чудо-богатырь!
Сколько дубу силы
Земля подарила!
Руки-ветки распростёр
И укрыл нас, как шатёр.
Загадки
В лесу растут и другие деревья. Отгадайте, какие.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Белые овечки бегаю по свечке. (Верба)
Мальчик-крошка в костяной одёжке. (Орех)
Послушайте стихотворение, вы узнаете,что растёт на лугу.
На лугу растёт ромашка,
Клевер с беленькою кашкой,
Мать-и-мачеха и смолка,
Колокольчик с синей чёлкой.
А ещё?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки
Подорожник, василёк,
Ярко-рыжий ноготок.
Много самых разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых,
И полезных, и душистых.
Рассказ о росте растений
Растения умеют двигаться. Рост растения – это движение, но очень медленное. Кроме роста, растения могут совершать и другие движения. Например, соцветие подсолнечника поворачивается вслед за солнцем. Многие растения к вечеру закрываются, а утром раскрываются.
Что растёт в лесу
А сколько грибов растёт в лесу! Сколько ягод ( Грибы: белый гриб, маслята, опята, рыжики, подберёзовики, подосиновик, мухомор). Рассмотрите картинку с грибами. ( Ягоды: ежевика, клюква, малина, голубика, земляника).Рассмотрите картинку с ягодами.
Кто живёт в лесу?
Ну что, друзья, нравится вам в лесу? Настала пора узнать, кто живёт в лесу. Если мы отгадаем загадки, мы узнаем, какие насекомые живут в лесу.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Насекомые живут везде : на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать и бегать. (Рассмотреть картинки с насекомыми)
Давайте послушаем, что может рассказать о себе божья коровка.
«Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я страшный хищник, я бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляю свои маленькие ножки в поисках еды. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть до 200 тлей. А моя личинка чуть ли не вдвое прожорливее. Точки на моих крыльях говорят о том, к какому виду я принадлежу: две точки – двухточечная, пять точек – пятиточечная и т. д.
В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг.
Вопросы на системный анализ
1. Что было бы, если бы не было лесов, деревьев?
2. Чем же полезно дерево?
3. Но если дерево полезно, зачем же человек учился добывать металл, изобрёл пластмассу?
4. Какие свойства дерева не нравились человеку?
5. Чем дерево было неудобно?
6. Зачем люди выращивают леса, парки?
7. Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду? Мебель? Игрушки?
8. Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном?
9. Где могут пригодиться стружка и опилки?
10. Как продлить жизнь дереву?
Упражнение «Разговор с лесом»
Когда мы гуляем по лесу и крикнем «Ау!», эхо подхватит и повторит «Ау!». Оно повторит любое ваше слово.
Спросите у кукушки, сколько ей лет. «Ку- ку», - она ответит. «Ку-ку-ку-ку» - много – много раз.
Пословицы о лесе
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
«Лес – богатство и краса, береги свои леса».
Заучивание стихотворения
Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
Итог занятия
Вот и закончилось наше путешествие в лес.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!