Ольга Тюльнева
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Удивительный мир бабочек»
▼ Скачать + Заказать документы
[b
]Конспект открытого интегрированного занятия (НОД) в старшей группе
«Удивительный мир бабочек»[/b]
Лицей информационных технологий № 1537
с/п детский сад № 2704, г. Москва
Подготовили воспитатели старшей группы №10
Тюльнева Ольга Викторовна, Фирулева Светлана Валентиновна
май, 2015 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»;
Задачи:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе „Удивительный мир бабочек“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• Расширять и уточнять знания детей о бабочках: названия, внешний вид, где живут, чем питаются, стадии развития; рассказать чем еще необычны и интересны эти насекомые; подвести в к выводу о том, что эти беззащитные букашки несут огромную информацию о мире живого и если исчезнут бабочки, то исчезнет и красота нашей природы.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Закреплять навыки счета в пределах 10 ; геометрические фигуры; ориентирование на листе.
Закреплять умение конструировать из бумаги, изготавливать по схеме симметричные части.
• Развить познавательный интерес к насекомым – бабочкам; восприятие, умение видеть признаки сходства и различия; произвольное слуховое внимание, наблюдательность; развивать способность самостоятельно замечать и исправлять недостатки своей работы ; продолжать развивать способность четко следовать устным инструкциям воспитателя.
• Воспитывать интерес к познанию природы, бережное отношение ко всему живому; устойчивое положительное отношение к труду, настойчивость, старание; взаимопомощь.
Методы и приемы:
- сюрпризный момент; презентация, беседа; рассматривание; объяснение; игровые приемы; проблемная ситуация; указания и пояснения к началу работы; физкультминутка; индивидуальные указания и пояснения, напоминания; анализ детских работ; похвала, поощрение.
Предварительная работа:
с детьми:
- Беседа о летнем времени года; о бабочках (их разновидности, названия); чтение рассказов о насекомых В. В. Бианки, Д. Н. Мамина-Сибиряка, энциклопедии «Насекомые», познавательной литературы о бабочках, стихов, загадок,
- Конструирование из бумаги различных насекомых; изготовление аппликации на тему «бабочки», лепка насекомых.
- Рассматривание иллюстраций, фото, картинок с изображением насекомых в книгах и энциклопедиях; знакомство с моделью “Бабочка”;
- Посещение детей с родителями различных выставок и музеев насекомых.
воспитателя:
Подготовка презентации, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
Материалы и оборудование:Демонстрационный материал: Большая игрушка-бабочка (для сюрпризного момента); Красная книга; наборы карточек с цифрами (на каждого);Цветная бумага,, синельная проволока.
Раздаточный материал: наборы карточек с цифрами (на каждого); листа бумаги; простой карандаш; цветная бумага; синельная проволока.
ТСО: проектор, слайды, музыкальный центр, диск
Посадка детей: во время презентации дети сидят на ковре; конструирование - столы сдвинуты вместе, дети сидят вокруг столов.
Ход НОД:Восп. : Здравствуйте, у нас сегодня замечательный
вечер, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся и подарим улыбки
гостям. А теперь поприветствуем друг друга. (Упражнение «Ток»)
Мы создали круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.
Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.
Сюрпризный момент. Шуршание крыльев бабочки. Идем к двери. Берем бабочку, но не показываем.
Восп.: К нам гости! Ребята, как вы думаете, кто к нам пожаловал? Отгадайте про это загадку:
«На цветок пахучий сел цветок летучий». Кто это? (бабочка)
Да, действительно – это бабочка (влетает бабочка)
Бабочка: здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте,
Бабочка: Я бабочка Яркокрылка. Я прилетела из страны бабочек и хочу рассказать вам о нас и о беде, которая нас настигла.
Восп. : дети, присядьте на коврик и послушайте рассказ бабочки.
(по ходу рассказа Презентация)
Рассказ Бабочки:
Бабочки — самые восхитительные живые существа! Правда, мы завораживаем вас своим бесшумным полетом и красотой крыльев?
Мы похожи на ожившие цветы. Нежные, прелестные создания – бабочки – неизменно радуют. Смотрите на них, они снимают напряжение вашей стремительной, беспокойной жизни.
Мир бабочек многообразен. В Росси насчитывается более пятнадцати тысяч бабочек, в нашем крае более тысячи. По активности бабочек делят на ночных и дневных.
Ночью бабочки ищут теплое место вокруг фонарей. А днем они греются на солнце, садятся на цветок и пьют нектар. Вы, наверно, думаете, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» –чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут. У многих чешуекрылых хорошо развиты хоботки.
На взгляд людей, самое главное украшение бабочек – крылья. Именно благодаря разноцветным переливающимся крыльям о бабочках слагают легенды. Бабочки бывают разных цветов и оттенков: красные, желтые, зеленые, синие и самые необыкновенные.
Дополнение к 6 слайду
Поразительно то, что бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, причем, едят очень много. На этом этапе каждый из разных видов бабочки употребляет в пищу различные растительные компоненты. Потом превращаются в неподвижных, но живых куколок, из которых появляются бабочки. Они начинают кружиться над цветами, лакомиться ягодами, нежиться на согретых солнцем стенах домов и заборах.
Дополнение к 7слайду
Бабочки не могут употреблять в пищу твердую еду. Они могут только пить ее. Следовательно, бабочке подходит только та еда, которая состоит из воды. Рот у бабочки имеет вид хоботка, через который она всасывает необходимые ей минералы и жизненно важные вещества. Больше всего и чаще всего бабочки употребляют нектар и цветочную пыльцу. Практически половина всех бабочек живет за счет нектара. В нем есть необходимые питательные вещества, он сладкий. Нектар способен мгновенно обеспечить бабочек жизненной силой. Кроме него вкусным для бабочек является и сок деревьев.
Казалось бы, жизнь бабочки совершенно беззаботна. Однако у нее очень много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки. В результате обильных дождей бабочки лишаются нормальных условий для питания и размножения. От врагов бабочек защищает цвет крыльев, яд. Природа выработала у них многие приспособления – только против человека бабочки бессильны!
Слайды 13 и 14
Демонстрация Красной книги.
- Можете ли вы навредить этим беззащитным живым существам?
(Воспитатель приводит пример: А бывает и так - девочка на лету поймала бабочку. Она бросила ее в лужу и растоптала. Мама ей ничего не сказала, ничего не объяснила, они просто молча пошли дальше)
- Что вы думаете по этому поводу?
Ответы детей.
Восп. : Может, лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной? Пусть летают!
- Как вы думаете, нужно ли людям беспокоиться о спасении бабочек?
Вывод – бабочки – беззащитные живые существа. Жизнь на планете Земля невозможна без них. Если исчезают бабочки, то исчезает и красота нашей природы. Эти букашки несут огромную информацию о великом мире живого…
«Игра с бабочкой» (стоя на ковре)
Представьте, что вам на плечико села бабочка и щекочет усиками. Пошевелите им. Бабочка перелетела на другое плечико. Села на голову- слегка потрясли головой. Села на правую ножку… На левую ножку…
Спасибо тебе бабочка за игру.
Восп. : - Дети, обратите внимание, как красивы и удивительны бабочки и как интересны их названия. Разделите эти слова (названия бабочек) на слоги и посчитайте их. Вслух говорить не надо. Количество слогов покажите карточкой, на которой изображена цифра. (Показать на примере слова «ба-боч-ка».)
Названия бабочек: Голубянка, Шелкопряд, Капустница, Адмирал, Парусник, Моль, Махаон
Восп. : Внимание! Закрыли глазки…представили, что у вас выросли крылышки и вы превратились в бабочек.
Физкультминутка Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - рукой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре – улетела. (2 раза)
Восп. : Все бабочки летят за столы.
Восп. : У всех животных есть свои домики. Начертите бабочкам домики, но необычные, а в форме разных геометрических фигур. Для этого возьмите листочки и простые карандаши. Приготовьте ушки.
1. Начертите в правом верхнем углу дом треугольной формы.
2. В левом нижнем углу – дом квадратной формы
3. Посередине, в центре листа начертите дом круглой формы
4. В правом нижнем углу дом в виде ромба
5. В левом верхнем углу – прямоугольной формы
6. Справа от круга – дом-четырехугольник
Гимнастика для глаз
Вы были на полянке и изображали домики для бабочек. Глазки немножко устали. И сейчас мы сделаем для них зарядку. Бабочка полетела наверх (посмотрели, опустилась вниз. Полетела вправо, а потом налево.
Восп. : А теперь посмотрите на свой лист и скажите:
Где находится прямоугольник?
Где находится круг?
Где находится треугольник?
Где находится квадрат?
Где находится овал?
«Игра с бабочкой»
Восп. : Вытянете руки вперед, широко расставьте пальцы. Прислушайтесь, на какой палец села бабочка. По очереди, начиная с большого, шевелите пальчиками. Затем потрясите руками, расслабьте кисти.
Восп.: А сейчас мы предлагаем сделать волшебных бабочек, которые улетят жить к вам домой.
Для этого нам понадобится цветная бумага и синельная проволока.
- Напомните, пожалуйста, сколько пар крыльев у бабочки?
- Правильно, 2 пары.
- Сейчас вы выберете цветную бумагу для 2 пар крыльев.
- Сгибаем крылья пополам, затем еще раз пополам и еще раз пополам. Заготовку раскрываем и складываем в гармошку. Кладем её перед собой, сгибаем от себя к себе. Снова сгибаем от себя и опять к себе и т. д.
- Посмотрите, получается гармошка.
- А теперь возьмем проволоку и будем делать маленькое туловище. Закрутим ее немного, соединим с крыльями и сделаем усики.
- Вот и готова бабочка. Какие красивые у нас получились бабочки.
А теперь приглашайте гостей и кружитесь как бабочки в веселом танце.
Танцевальная импровизация «Радостные бабочки» (с родителями)
Итог занятия (рефлексия)
Бабочка: Как замечательно я провела с вами время!
Восп. : Дети, поблагодарим бабочку за интересный рассказ и пообещаем, что никто из нас не будет трогать бабочек и расскажем о них друзьям и знакомым.
Спасибо всем за внимание и участие.
Список литературы:
1. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - (Образование и творчество).
2. Насекомые. Полная энциклопедия/Перевод с англ. М. Авдониной. -М. :Эксмо,2008.
3. Энциклопедия «Живой природы» Москва «АСТ – ПРЕСС» 2000
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. www.torgachkin.ru 2006
6. http://lepidoptera.ru/community/8715