Инга Шакирзянова
Конспект занятия по экологии на тему «Удивительные места на Земле» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию (Мир природы и мир человека) на тему : «Удивительные места на Земле»
Задачи:
-познакомить детей с понятиями природа, живая/неживая природа.
- формировать целостное представление о природных зонах страны
- обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных в разных природных зонах.
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Публикация «Конспект занятия по экологии на тему „Удивительные места на Земле“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: заповедники, Красная книга, климат, природная зона, саксаул, верблюжья колючка, бархан, заповедник.
Предварительная работа:
Заучивание стихов, загадывание загадок о природе; рассматривание иллюстраций;
Настольные и дидактические игры о живой и о неживой природе.
Экологическая игра «Хорошо - плохо»; лото «Животные и растения севера» «Животные и растения пустыни», «Животные и растения нашей природы»
Чтение художественной литературы: С. Погорельский «Здравствуй, лес дремучий лес»; пословицы, загадки
Экологические беседы : «Как помочь редким животным»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»; «Правила друзей леса».
Материалы:
Картины с природными зонами,предметные картинки, карточки с заданиями, музыка, песня «Дом под крышей голубой» .
Ход занятия:
Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
В. Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю.
(Глобус)
В. Глобус-это макет земного шара. Какую форму имеет глобус (Ответы детей)
Какую он имеет окраску (Ответы детей)
Какие две точки глобуса остаются на месте при вращении? (Северный и южный)
И еще на глобусе указаны материки и океаны.
А давайте, ребята, вспомним о природе.
– Что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
-Растения, животные, птицы—они живые; питаются (модель-питание, дышат (модель-дыхание); растут (модель- роста).
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух, камни, песок др.)
(Дети читают стихи)
А вы хотите, ребята, побывать в разных удивительных местах нашего земного шара? Увидим живую и неживую природу в разных природных зонах. (Ответы детей)
А теперь, ребята, мы превращаемся в волшебных птиц и отправимся в путь.
Руки подняли в стороны и помахали.
Полетели. Сели.
В. Ой, ребята, посмотрите, как тут холодно и одновременно красиво! Где же мы находимся, как вы думаете?
Ответы детей (Северный полюс, Арктика)
В. А кто знает, как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
В. И как же вы думаете, почему она получила такое название?
Ответы детей (сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, люди там постоянно не живут) .
В. А в Арктике существуют животные, как вы думаете (Да)
Ответы детей (Моржи, тюлени, пингвины (заселяют)
Как же они смогли приспособиться к такому суровому климату?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
В. В Арктике существуют экологические проблемы. Может, кто знает о них?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры или мяса) .
В. А как же решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
В. А что же такое заповедник?
(Вместе с воспитателем, дети формулируют понятие заповедник. Заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
В. Наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть заносят в специальную книгу, кто-нибудь знает, как называется она?
Ответы детей (в Красную Книгу).
В. А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности.)
В. А еще, книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их, чтобы они не совершали ошибок и берегли природу.
Физминутка
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.
В. Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как рассмотрите следующие картинки.
(Вывешиваются картинки)
У нас еще много интересных мест, поэтому давайте отправляемся в путешествие. Полетели.
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка.
Как называется эта природная зона?
Ответы детей (пустыня).
В пустыне постоянно жгучее солнце, горячий песок и очень мало воды.
Ребята, как вы думаете, в пустыне растут растения?
Дети (Да)
Какие это растения?
Дети:(верблюжья колючка, саксаул)
Как же приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, длинные корни).
А сейчас давайте поиграем «Засели пустыню»
Какие животные обитают (верблюды, ящерицы, змеи).
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу. Полетели.
Сели.
Куда попали мы ребята?
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон, сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
Может, кто догадался, о чем эти строки и где мы находимся теперь? Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов) .
(Вывешиваются картинки лесов)
В. Наша страна очень богата, но одно из самых замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес. Как вы думаете, так ли важен лес для нас с вами?
Ответы детей. (Очищает воздух, лес является топливом, строительным материалом, делают бумагу, является отдыхом для людей и домом для зверей.)
Игра «Заселяй животных и растений леса»
Дети, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.
А теперь, полюбуемся нашей замечательной природой. (Музыка)
- Но, вдруг природа стала такой? Отчего?
Значит в лесах существуют экологические проблемы. А давайте, назовем их.
Ответы детей (пожары, вырубка лесов, истребление животных и растений) .
Когда мы оказываемся в лесу, какие правила поведения должны соблюдать?
(Игра с карточками.)
Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Мы побывали в удивительных местах земного шара, а теперь посмотрим, как вы запомнили природные зоны. (Ответы) И сделаем вывод: давайте будем беречь природу, другой такой на свете нету, будем беречь птиц, растений и животных!
Теперь, давайте споем нашим гостям, нашу любимую песенку про наш общий дом.
(Дети поют песню.)