Светлана Бойко
Конспект занятия на тему «Экскурсия в тисовую рощу» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Экскурсия в тисовую рощу»
Программное содержание:
1. Закрепить общие представления о хвойных деревьях, умение определить их по шишкам.
2. Познакомитьс деревом тис, растительным миром о. Петрова.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект занятия на тему „Экскурсия в тисовую рощу“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Активация и обогащение словаря: роша, тис, хвойные.
Предварительная работа. Наблюдение за кустарниками - боярышником, лещиной, смородиной, калиной, шиповником; деревьями - березой, липой, сосной, елью. Рассматривание коллекций шишек, заучивание стихотворения С. Есенина «Люблю березку русскую». Рассматривание иллюстрации с изображением барбариса.
Материал: иллюстрации и фотографии хвоимых деревьев: кедра, ели. сосны; три обруча, конструктор для постройки лодки; фотографик о. Петрова, иллюстрации с изображением тиса, винограда, ели, березы, липы, лещины, барбариса, смородины, калины, шиповника, ландыша,
Ход занятия
[/b]
На полу лежат три обруча. В центре каждого обруча одна иллюстрация с изображением ели, сосны, кедра. Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображение деревьев,
Воспитатель: Назовите деревья, которые вы видите? Почему их называют хвойными?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Посади дерево». Раздает шишки детям (по ОДНОЙ на каждого ребенка) сосны, ели, кедра.
Ребенок должен положить свою шишку к соответствующему дереву. Педаюг проверяет правильность выполненного задания.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с деревом, которое ны еше не знаете. Оно редко встречается н нашем заповеднике. Чтобы узнать его, отправимся с вами на остров Петрова. Этот остров находится в море. Как вы думаете, как можно туда добраться?
Воспитатель предлагает сесть в «лодку» и отправится па остров. Педагог берег на себя роль экскурсовода. Показывает фотографии о. Петрова.
На что похож о. Петрова?
Со стороны берега напоминает гиган зекую черепаху уходящую в морскую глубину. А сверху, с вертолета, похож на кита. Не хватает только фонтара.
Воспитатель предлагает выйти на «берег».
Воспитатель: Когда-то очень давно на острове жили древние люди. Чтобы спасти себя от врагов, они построили из камней вал (стенку, а сверху вала высадили деревья. Они защищали от холодного ветра с моря, За ними можно было прятаться, закидывая врага камнями, пиками, пуская с него стрелы. На острове сохранились остатки сада. Я покажу иллюстрации, а вы назовете, что изображено на них.
Показ иллюстраций боярышника, винограда, калины
- Эти растении росли в древнем саду. Сегодня на острове можно напиться воды из углубления, оставшегося от древнего колодца, Такую память оставили о себе древние люди. Остров необычен тем. что здесь находится тисовая роща.
- Что мы знаем о тисовой роще?
Тис - хвойное дерево. Кора его напоминает кедровую. Тис ОТНОСИТСЯ к хвойным деревьям, по смолистого запаха у него не почувствуешь. Ни ствол, ни листья - иголки не источают хвойного духа, как другие деревья - дерево не выделяет смолы. Нет здесь, как и у всех хвойных деревьев, шишечек, К сентябрю на тисовых ветках появляются ягоды красного цвета (показ иллюстрации).
Тис растет очень медленно. К тридцати годам достигает высоты 1-1,5 метра. Деревья живут очень долго 300-400 лет, Семена тиса очень любят дрозды. Они их разносят по острову. Тис очень ценное дерево: у него очень прочная, красивая и негниюшая древесина. Когда -то очень давно люди изготавливали из него музыкальные инструменты, шкатулки, водопроводные трубы, Использовался он и для приготовления лекарств, Тис занесен в Красную книгу. Дерево встречается очень редко в заповеднике, но некоторые люди обрубают толстые ветви тиса, а иногда, спиливают целые деревья, чтобы сделать из них срезы, рукоятки для ножей, заготовки для мебели.
Отдельные туристы поле е экскурсий рвали букеты тисовых веток, обламывали их «па память».
- Дети, какие правила поведения в заповеднике вы знаете?
- На острове произрастает множество кустарников.
Воспитатель загадывает загадку о шиповнике. Дети отгадывают.
Показывает иллюстрации с изображением шиповника.
- Чем полезен шиповник?
- Что вы можете рассказат ь о шиповнике?
- Я буду показывать иллюстрации, а вы назовете кустарники, которые растут на острове, (Показ иллюстрации лещины, барбариса, смородины)
- Растут на о. Петрова такие деревья, как ель, береза, липа, кедр. (Показ иллюстраций деревьев).
Ребенок читает стихотворение С. Есенина «Люблю березку русскую,.»
- Чем полезна липа?
- На лужайках растут ландыш и гвоздика (Показ иллюстраций).
- На о. Петрова произрастает виноград,
- У кого на даче растет виноград?
- Как ухаживают за ним взрослые?
- Люди научились выращивать дикий виноград в домашних условиях,
На острове виноградные лианы забираются очень, высоко. Укрепившись на кроне одного или нескольких деревьев, оно образуют плотную крышу из листьев, под которой можно прятаться от дождя,
- Какого цвета ягоды винограда?
В Лазовском заповеднике виноградом лакомятся лисы, барсуки, олени, (листьями косули, побеги винограда).
В сухую погоду виноградники необычно красивы: густо-синие, темно-бордовые, зеленые, фиолетовые пятна листьев изумляют своей красотой. Нередко бывают случаи, когда люди не просто пробуют виноград, но и рвут, обрубают, стягивают вниз лианы винограда, не задумываясь над тем, что обрекают его на гибель или долгие годы болезни. Уменьшаются, а то и вовсе изводятся таежные виноградники,
- Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель предлагает сесть в «лодку».
Вопросы воспитателя для закрепления темы:
- Как называется остров, на котором мы сегодня побывали? Чем он необычен?
- Чем отличается тис от других деревьев?
- Почему нужно беречь редкие растения?