Марина Махортова
Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле — вода!»
▼ Скачать + Заказать документы
Символ жизни на Земле — вода!
Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: формировать у детей понятия значимости воды.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
- Расширять представления детей о свойствах воды.
- Развивать умения заботиться об окружающей среде.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Символ жизни на Земле — вода!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
- Развивать связную речь, умения делать выводы.
- Воспитывать осторожность в обращении с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у детей эмоционального восприятия музыки.
Материалы: игровой персонаж - Капелька, записи звуков воды (дождь, ручей, море, приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (чистый стакан, стакан с мутной водой, воронки, вата, салфетки, модели взаимосвязи воды с растениями и животными, глобус, яблоко, 2 стакана с водой (соленая, пресная).
Предварительная работа: рассматривание глобуса; рассматривание иллюстраций о загрязнении водоемов; деление целого на части; проведение опытов; заучивание стихотворений; слушание музыки; просмотр мультфильмов по теме
Ход занятия
Звучит запись звуков воды
Воспитатель. Ребята, располагайтесь на ковре и послушайте загадку.
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шуршит.
- Что это? (Ответы детей.)
- Что за звуки вы сейчас слышите? (Звуки воды, журчание ручья и т. д.)
Раздается стук в дверь. Появляется кукла Капелька, плачет.
Капелька. Здравствуйте ребята. Меня зовут Капелька (плачет).
Воспитатель. Капелька. Мы очень рады, что ты зашла к нам в гости. Но что произошло? Почему ты плачешь?
Капелька. Ох, ребята! Беда пришла в мой дом.
Воспитатель. Капелька, а где находится твой дом?
Капелька. Мой дом – это широкая, глубокая река. Но вдруг в ней стали гибнуть растения и рыбы стали ее покидать. Я не знаю, что делать? Посмотрите, что я стала находить в своей реке (показывает пустые банки, бутылки и др. мусор). Почему все это происходит? Может вы, ребята, знаете, как мне помочь?
Воспитатель. Ребята! Давайте попробуем помочь Капельке. Капелька, не переживай, возвращайся в свой водоем, а мы тебе обязательно поможем.
Капелька. Ну, раз, говорите, что поможете, значит, я спокойна. Пойду посмотрю, как там дела.
Воспитатель. Ребята, давайте решать проблему Капельки. Рассмотрим сначала модели. Что на них изображено?
(Вода, растения, обитатели водоемов)
- Покажите взаимосвязь между ними стрелочками. Молодцы!
- Ребята, а почему в реке у Капельки стали гибнуть растения и рыбы?
Дети. Потому что люди загрязняют реки…
- А как они их загрязняют?
- Бросают туда мусор, моют автомобили и т. д.
- Значит, загрязнение воды приводит к гибели животных, исчезновению растений.
По ходу рассказа перевернуть карточки черной стороной вверх, исчезновение всех обитателей водоема.
- А что нужно сделать, чтобы река Капельки снова ожила?
- Почистить воду в ней (переворачивается карточка со значком воды). Тогда снова появятся растения, приплывут рыбы и вернутся другие обитатели водоема (переворачиваются карточки).
- Проведем с вами опыт по очищению (фильтрованию) воды. Для опыта нам понадобятся чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетки). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан. Что происходит?
- Почему песок не поступает в стакан?
- Он остается на фильтре (салфетке).
- Вывод: все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтре, а вода становится чистой.
- Можно ли сейчас, после такой очистки (фильтрации, употреблять эту воду в пищу?
- Нет.
- Почему?
- Потому что в пищу можно употреблять только кипяченую.
- А сейчас давайте отдохнем.
Проводится игра-имитация «Чистая вода»
- Представьте, что вы пришли искупаться на речку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. ( Дети имитируют движения: трогают воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну, вот мы и освежились в прохладной чистой воде.
- Ребята! Вы знаете, однажды летом я подслушала разговор двух мальчиков. Они говорили вот о чем:
«- Денис, привет! А мы с ребятами так здорово играли! Налили полную ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли на улицу.
- Кран то закрыли?
- А зачем? Воды и так много, пусть себе течет, потом закроем.
- А что потом делали?
- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было».
- Ребята! Хорошо ли поступали мальчики?
- Нет. Воду надо беречь.
- А кому нужна вода? (Ответы детей)
- А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Ответы детей)
- Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, воду надо беречь, правильно и разумно ее расходовать.
- Ребята, посмотрите на глобус. Каким цветом на глобусе обозначена вода?
- Покажите на глобусе воду. Много или мало воды на нашей планете?
- У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. (Яблоко разрезано на 4 части).Четвертая часть – это суша, а вот эта большая часть вода. Значит, мы убедились, что воды на Земле много. Но вся ли она пригодна для питья? Давайте проверим.
Проводится опыт с морской (соленой) и пресной водой. (В стаканах налита соленая и пресная вода).
- Попробуйте воду из этих стаканов. Какая она на вкус? Можно ее пить? Готовить пищу на ней? (Ответы детей)
- А теперь попробуйте воду вот из этих стаканов. Какая она на вкус? (Ответы детей)
- Где в природе есть пресная вода? Покажите на глобусе реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Значит, как нужно относиться к воде? (Ответы детей)
- И чтобы воды стало больше, давайте отдохнем и позовем дождь.
Динамическая пауза «Дождик»
Капля раз, капля два (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли (Сомкнуть руки над головой полукругом)
- Проверим, как вы научились экономить воду.
Предлагается одному из детей почистить зубы. В это время включить другой кран и подставить трехлитровую банку, чтобы в нее налилось столько воды, сколько утекло у ребенка, пока он чистит зубы. Показать детям.
- Экономно ли ребенок использовал воду? Посмотрите, сколько ее вылилось впустую. Если из крана целый день будет бежать вода, то сколько ее израсходуется?
- Что вы можете предложить, чтобы экономно расходовать воду?
- Включать воду тонкой струйкой; хорошо закрывать кран; чинить краны, если они неисправны и т. д.
- Молодцы! А сейчас давайте подумаем, куда можно использовать воду, которая у меня в банке, чтобы не выливать ее впустую.
- Полить цветы, напоить животных, постирать и т. д.
- Ребята, что вы можете пожелать всем людям?
- Экономить воду, просто так не лить ее и т. д.
- А теперь давайте с вами вернемся к нашим стаканам с очищенной (фильтрованной) водой. Какая стала в них вода? Давайте выльем ее в ведро и отнесем Капельке в реку.
Ребенок читает заранее заученное стихотворение
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Появляется Капелька
Капелька. Большое вам спасибо, ребята! Теперь в моем доме снова будет порядок. Приходите ко мне в гости, на речку отдыхать. А мне пора встречать своих друзей – обитателей водоема. До свидания!
Итог занятия. Ребята! Что интересного вы сегодня узнали? Как нужно относиться к воде? Что нужно делать, чтобы не загрязнять воду?
- Молодцы!
ЛИТЕРАТУРА
1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1996
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада / кн. для воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 2001.
3. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М. : Просвещение, 2003.
4. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи. М. 2000
5. Молодова Л. П. Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников. Минск, Асар, 1999
6. Николаева С. Н. «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2000.
7. Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию» часть 2. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003.