Екатерина Скоробогатова
«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для старшего дошкольного возраста с использованием проблемного обучения
«Вода и ее роль в жизни человека»
Конспект занятия по экологии для старшей группы.
Публикация «„Вода и ее роль в жизни человека“, Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Тема занятия : «Вода и ее роль в жизни человека»
Концептуальная цель: Развитие экологической культуры, развитие потребности в общении с водой
Стратегическая цель: Развивать социальные навыки, любознательность, познавательный интерес, воображение, мышление.
Образовательные задачи: Ознакомление со свойствами воды: Отсутствие формы, текучесть, пар - тоже вода, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается в очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Проблемный вопрос : Что же такое вода?
Варианты решения:
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Вода - это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода может нагреваться и быть горячей - пар.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Оптимальный вариант:Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым, без воды прожить невозможно.
Тезис:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Дети умывается,
Солнцу улыбается!
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему: "Вода".
3. Игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка» и др.
4. Чтение худ. Литературы. Экологические сказки : поучительные сказки автора Шорыгиной Т. А
5. Иллюстрации о воде.
6. Наблюдение за водой на прогулках.
Оборудование для занятия : Столы буквой П, прозрачные стаканчики для опытов, ведерки с водой (одно на стол, вещества, которые растворяются в воде: соль и сахар; и не растворяются в воде: растительное масло. Стаканчики с фильтром на каждого, чайник с горячей водой, настольный фонтанчик, белые халаты и пилотки у детей, белый халат у воспитателя.
Игровая мотивация:
- Создание «лаборатории» для проведения опытов с водой.
- Воспитатель - научный сотрудник института «Воды».
- Дети - «коллеги», которые будут на протяжении занятия выполнять задания, предлагаемые представителем института.
Словарная работа:
- Вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы;
Вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток, лаборатория, коллеги.
Ход занятия:
Организационный момент:
- «Голос» речки (запись на кассете) : «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок и коробок, что я задыхаюсь от грязи. Пожалуйста, помогите мне!».
Мы, речка, будем всегда твоими друзьями и если надо - всегда придем тебе на помощь.
Воспитатель (научный сотрудник) и дети (коллеги) в белых халатах входят в зал, здороваются с гостями.
Объявляется тема занятия, ставятся задачи: по просьбе института будем проводить опыты с водой, очищать воду в домашних условиях через фильтр, изготовленный своими руками из салфеток; придем к выводу как нам необходима вода, как воду нужно беречь и охранять; примем участие в акции: «Спасите речку!»
Детям предлагается быть коллегами.
Развиваются личностные качества
Развивать социальные навыки, познавательный интерес, память, связная речь, внимание, воображение.
Разминка для язычка, глазок, ушек, рук
"У меня есть "
У меня есть глазки, чтобы видеть.
(Дотронуться до глаз.)
У меня есть ушки, чтобы слышать.
(Дотронуться до ушей.)
У меня есть ножки, чтобы бежать.
(Побегать на месте.)
У меня есть ручки, чтоб ими махать.
(Помахать руками.)
А носик у меня только один.
(Дотронуться до своего носа.)
У меня есть язычок, чтобы "здравствуйте" сказать,
(Показать язык.)
И румяные щечки, которые можно пощекотать,
(Дотронуться до щечек)
«Водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки!
«Коллеги» занимают места в лаборатории.
Вопрос № 1: Первый вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Что такое вода? Рассмотрим воду в настольном фонтане.
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем.
Ответы: плещется. Журчит. Переливается, бежит, льется, течет.
- Что же такое вода?
Вывод 1: Вода - это жидкость.
Вопрос № 2: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Имеет ли вода форму.
Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).
Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка.).
Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Вывод 2: вода форму не имеет.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Развивать навыки проведения лабораторных опытов,
образное мышление, координация движений, активность, самостоятельность, выдержка.
Физкультминутка. «Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плыли, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Вопрос 3: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: В каком состоянии бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).
Опыт с чайником
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Визуальный канал восприятия, наблюдательность, познавательный интерес, связная речь
Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.
Что происходит.
Ответы: вода булькает очень сильно, т. к. нагревается.
Открыть крышку чайника, в котором кипяток.
Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?
Ответы: пар.
Над паром подержать зеркало - оно запотело. участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.
Вопрос: так что же такое пар?
Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая.
Вывод 3: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (Отметить - кипяток - это опасно).
Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему».
Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.
Вывод: без воды прожить невозможно.
Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.
Загадки:
Белый камень в воде тает, (сахар).
В воде родиться, воды боится, (соль).
Желтое, а не солнце, льется, а не вода,
На сковороде пенится, брызгается и шипит. (масло).
Опыты
Вопрос № 4: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно -исследовательский институт: что произойдет с солью и сахаром, если их положить в воду.
Опыт: наливаем воду в стаканы с солью и сахаром, размешиваем ложечкой.
Вывод 4: вода растворила соль и сахар - она растворитель.
Вопрос № 5: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: А все ли вещества могут растворяться в воде.
Опыт: в воду налить масло и понаблюдать.
Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.
Вывод 5: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Вопрос № 6: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: можно ли пить такую воду.
Вывод 6: нет, т. к. она грязная. Ее можно очистить с помощью фильтра, который мы приготовили заранее.
Опыт: воду, в которой масло, выливаем в стаканчик с фильтром.
Что мы видим: масло осталось на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.
Вывод 7: Воду можно очистить через фильтр.
Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.
Как нужно относиться к воде.
Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки.
Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить все правила поведения.
Голос речки
Пожелания Речки: Я хочу, чтобы моя вода была самой чистой и прозрачной.
- Пусть в моей воде всегда плещется рыба.
- Пусть бабочки и стрекозы всегда резвятся над моей водой.
- Пусть солнышко всегда отражает во мне свои яркие лучики.
Вопрос: как можно оказать помощь речке.
Ответы: просто взять и очистить ее от мусора.
Все подходят к «речке» и активно начинают собирать мусор в пакет. Когда мусор собран все любуемся красотой чистой, речной воды, говорим речке добрые напутствия и пожелания.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Восприятие, воображение, образное мышление, долговременная память, познавательный интерес, связная речь, сообразительность, координация движений, выносливость, смелость, решительность, самостоятельность.
Итог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Какие новые свойства воды, коллеги, вы сегодня узнали
Ответы: Вода - это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода может нагреваться и быть горячей - пар.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Действительно, без воды мы не можем пожить на земле, воду надо беречь и охранять.
Вручение дипломов-капелек за достижения в области изучения свойств воды и сладких подарков за проделанную работу.
Развиваются личностные качества и когнитивные процессы
Развивать социальные навыки, познавательный интерес, визуальный, кинестетический каналы восприятия, воображение, эстетический вкус, положительные эмоции.
Используемая литература :
1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Малахова Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
2. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
3. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
4. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. ЩетининаНеизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.