Надежда Титкова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
1 расширить знания о свойствах воды, её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом);
2 познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источниками питьевой воды;
3 прививать бережное отношение к воде;
4 формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её;
5 активизировать, обогащать словарь детей;
6 развивать логическое мышление, познавательный интерес
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Материал и оборудование: аппликация капелька, озеро, цветок, полотенец, жидкое мыло, посуда, карточки с изображением разных предметов, схема «Круговорот воды в природе», 2 стакана с чистой и грязной водой, фильтр для очистки воды, медальки- капельки.
На доске расположены изображение капельки и озера.
Воспитатель: Ребята, чтобы понять, о чём мы с вами сегодня поговорим, вам нужно отгадать загадки.
1 На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь вода в руке? (снежинки)
2 Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька)
3 Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)
4 Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит (роса).
5 Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый… (снег).
Воспитатель: Правильно, ребята. Все загадки отгадали. Так о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О воде.
Воспитатель: Правильно. И сегодня у нас есть гостья (в группу входит девочка-Капелька).
Воспитатель: Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек.
Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в д/саду. Помогите мне, ребята, их разыскать.
Воспитатель: Ребята, а где же у нас в д/с есть капельки воды?
Дети: В комнатных растениях – цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут.
В группе надо мыть игрушки.
Ирине Анатольевне надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.
Надежде Михайловне надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё.
На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям.
В туалете нужна вода, чтобы умываться.
Воспитатель: Сейчас я раздам вам карточки с картинками, вы подумаете и встать должен тот, на чьей карточке изображён предмет, которому нужна вода (встать должны все дети).
Воспитатель: Ребята, а почему вы все встали?
Дети: Всем нужна вода.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Капелька: «Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!»
Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда ваша спутница – вода!»
Воспитатель: Где ещё в природе встречается вода?
Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.
Воспитатель: А какой может быть вода в этих водоёмах?
Дети: Грязной, чистой, пресной, солёной.
Воспитатель: Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в д/с и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?
Дети: Чистая и пресная.
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Чистая и грязная.
Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Вода стала чистой, и если её вскипятить, то можно будет её выпить, а фильтр стал грязный.
Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода?
(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)
Дети: Растениям, человеку, птицам, рыбам, зверям, домашним животным, насекомым.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнём.
Физ. минутка
Море очень широко,
(дети широко разводят руки в стороны).
Море очень глубоко
(приседают, коснувшись ладонями пола)
Рыбки там живут, друзья.
(выполняют упражнение “Рыбка”)
А вот воду пить нельзя.
(разводят руки в стороны, приподнимая плечи)
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась,
Раз, росой она умылась, два, тихонько поклонилась,
Три, в ладоши хлопнула, и ногами топнула.
Воспитатель: А вы знаете, что капельки воды постоянно путешествуют в природе. Сейчас наша уважаемая капелька расскажет, как это происходит.
Капелька: * Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша ручейки.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
*Солнышко греет, и из реки я снова в облако попаду.
Воспитатель: Спасибо, дорогая капелька. А теперь расскажем, как человек использует воду?
Дети: Умывается, моется в душе, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, готовит обед, пьёт, поит животных.
Воспитатель: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?
(Высказывания детей)
Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь, экономить.
Воспитатель: Да, воду надо беречь!
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.
Воспитатель: А как воду можно экономить?
Дети: При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Охлаждать летом воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стих о том, что может случиться, если не экономить воду.
(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)
Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…
Как хорошо, когда река и широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей.
Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной
И осень, и в летний зной! Купанье!
Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!
Приятней плыть в живой волне: ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.
Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.
Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,
Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?
В горе и тоске бедняжки бьются на песке!
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка пропала целая река!
Капелька: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Воспитатель: Давайте повторим её вместе и на память мы с Капелькой вам хотим подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Капелька раздаёт ребятам капельки- медальки).