светлана бабенкова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе
по лексической теме «Овощи»
Цель: создание условий для расширения и активизации словаря
Задачи:
1. Формировать представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
1. Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)
2. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
3. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картошка)
5. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (лук)
6. Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это (чесночек)
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Мы капусту рубим, рубим»
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
баклажан.
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать : большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
8. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель, вырываем… (морковь, свеклу, срываем… (огурцы, помидоры, срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем?
Ответы детей.
9. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой, тяжелый мешок (легкий, Большой урожай (маленький, Чистая морковка (грязная, спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
10. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
11. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
12. Итог занятия.
Конспект логопедического занятия в старшей группе
по лексической теме «Овощи»
Цель: создание условий для расширения и активизации словаря
Задачи:
1. Формировать представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
1. Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (капуста)
2. Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
3. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картошка)
5. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (лук)
6. Он кусает – но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это (чесночек)
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Мы капусту рубим, рубим»
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
баклажан.
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать : большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
8. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель, вырываем… (морковь, свеклу, срываем… (огурцы, помидоры, срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем?
Ответы детей.
9. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой, тяжелый мешок (легкий, Большой урожай (маленький, Чистая морковка (грязная, спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
10. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
11. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
12. Итог занятия.