Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Новогодний праздник. Пересказ рассказа «Как Таня и Ваня украшали ёлку»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия праздничных предметов и явлений, их признаки, действия людей).
• Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительным.
• Продолжать учить подбору антонимов.
• Закреплять умение составлять предложение по двум опорным словам, восстанавливать деформированное предложение (простое распространённое).
• Продолжать учить последовательному пересказу текста по опорным картинкам с элементом творчества, используя простые предложения, распространённые однородными и неоднородными прилагательными.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Новогодний праздник, Пересказ рассказа „Как Таня и Ваня украшали ёлку“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Корекционно-развивающие:
• Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, зрительно-вербальную память, мышление, воображение.
• Развивать пальчиковую и общую моторику, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга во время пересказа.
Материал: сюжетные картинки по теме, кубики, мяч, опорные картинки к рассказу.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Пальчиковая игра «Новый год»
Наступает Новый год!
(Хлопки в ладоши)
Дети водят хоровод.
(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу).
Висят на елке шарики,
(Соединение пальцев на двух руках, образуя шар).
Светятся фонарики.
(«Фонарики»).
Вот сверкают льдинки,
(Поочерёдные сжимания и разжимания кулачков).
Кружатся снежинки.
(Легкие и плавные движения кистями).
В гости Дед Мороз идет,
(Пальцы «шагают» по коленям или по столу).
Всем подарки он несет.
(Потирания ладошками).
Чтоб подарки посчитать,
(Хлопки по коленям или по столу: одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем руки).
Будем пальцы загибать:
(Загибание пальцев).
1,2,3,4,5…
II. Активизация лексического запаса.
Логопед: «Какой праздник приближается?» (ответы детей)
Логопед: «А какой это праздник? Давайте подберём о нём красивые слова-
признаки, например, «радостный». (Дети подбирают слова-признаки: весёлый, сказочный, интересный, зимний, долгожданный, яркий, семейный, домашний, зимний, чудесный, красивый. . В случае затруднений логопед задаёт детям наводящие вопросы. На каждое слово на стол выкладывается кубик. После игрового упражнения производится совместный подсчёт слов).
Логопед: «А теперь давайте подумаем о том, что делают все люди – взрослые и дети во время новогоднего праздника и поберём слова-действия, например, «наряжают», «украшают». (Дети подбирают слова-действия: встречают, вешают, танцуют, пляшут, поют, веселятся, пекут, готовят, дарят, зажигают, приглашают, угощают, выступают, радуются… В случае затруднений логопед задаёт детям наводящие вопросы. На каждое слово снова выкладывается кубик. После игры производится подсчёт слов).
Логопед: «А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» или «Подскажи словечко».
На площади ёлка высокая, а дома… (низкая).
У Кати дома ёлка низкая, а у Светы (высокая).
У высокой ёлки толстый ствол, а у низкой… (тонкий).
Дед Мороз старый, а Снегурочка… (молодая).
У ели иголки короткие, а у сосны (длинные).
Внизу у ели ветки длинные, а вверху… (короткие).
Короткие ветки вверху, а длинные… (внизу).
III. Развитие грамматического строя речи. Составление предложений по двум опорным словам. Восстановление деформированной фразы.
1). Игровое упражнение с мячом «Придумай предложение».
Логопед бросает каждому ребёнку мяч, называя два слова по теме. Ребёнок составляет предложение и возвращает мяч:
Логопед: «Ёлка, дети». Ребёнок: «Дети наряжают ёлку» и т. д.
Снегурочка, праздник.
Дед Мороз, мешок.
Ёлка, гирлянда.
Дети, хоровод.
Таня, костюм.
Дима, маска.
Ветка, шары.
Гости, торт.
2). Игровое упражнение «Правда или нет?». Логопед произносит фразу. Если предложение составлено правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – подпрыгивают на месте и один ребёнок исправляет ошибку.
Дети наряжают ёлку.
Ёлка повесила гирлянду на Катю.
Дети поставили ёлку на звезду.
Мешок принёс Деда Мороза с подарками.
Дима повесил шары на ёлку.
Ёлка пляшет около Снегурочки.
Хоровод водит детей вокруг ёлки.
Дети читают стихи Деду Морозу.
IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Ритмическая игра-считалка «Снегопад» (Л. Н. Смирнова) (текст детям знаком).
Логопед предлагает детям воспроизводить движения под текст игры (хлопать, топать, приседать, подпрыгивать). Возможно менять движения на каждую строку по инструкции логопеда.
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад!
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки!
V. Развитие связной речи. Пересказ рассказа «Как Таня и Ваня украшали ёлку» по опорным картинкам.
Логопед предлагает детям послушать рассказ о том, как брат и сестра украшали ёлку и как им помогали другие члены семьи.
***
Наступил Новый год. Папа принёс пушистую колючую ёлочку. Таня и Ваня обрадовались. Они стали наряжать ёлку. Таня прикрепила к веткам большие и маленькие разноцветные шары. Ваня повесил на ёлку бумажные праздничные флажки. Мама помогла разложить на ветках яркие блестящие бусы. Дедушка поставил на макушку красную звезду.
Новый год встречали у нарядной красавицы ёлки!
Повторное чтение текста сопровождается демонстрацией опорных картинок.
Беседа с детьми по тексту:
- Какой праздник наступил?
- Кто принёс ёлочку?
- Какая она была?
- Что стали делать Таня и Ваня?
- Что Таня прикрепила к веткам?
- Какие были шары?
- Что повесил на ёлку Ваня?
- Какие флажки повесил Ваня?
- Что помогла сделать мама?
- Какие были бусы?
- Куда дедушка поставил звезду?
- Какая была звезда?
- Какая стала ёлка?
После обсуждения содержания текста проводится упражнение
«Подбери словечко», направленное на запоминание прилагательных. Логопед называет слово-предмет. Дети подбирают слова-признаки.
Ёлочка – пушистая, колючая.
Шары – большие, маленькие, разноцветные.
Флажки – бумажные, праздничные.
Бусы – яркие, блестящие.
Звезда – красная.
После игры логопед ещё раз читает рассказ и затем просит детей придумать окончание, предложив свой образец по картинкам.
VI. Итог занятия.
Логопед: «Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? В какие игры играли? Какой рассказ пересказывали? Чей рассказ вам понравился больше? Почему» (Ответы детей) Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников. Для повторения рассказа дома детям предлагаются опорные картинки на листе бумаги.