Шестакова Татьяна Владимировна
Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ для детей 1–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностический инструментарий
Диагностика уровня развития познавательных процессов
1-3 года
Стребелева Е. А. психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста.
Цель обследования: психолого-педагогическая диагностика уровня психического развития детей раннего возраста.
3-4 года
Павлова Н. Н, Руденко Л. Г.
Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Субтест 2. «Матрешка 3-составная» (мышление)
Темочки:
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятия величины; оценка уровня, развитая наглядно-действенного мышления.
Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные» (мышление, восприятие)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Субтест 5. «Парные картинки» (внимание, общая осведомлен-ность) (Приложения 2.1; 2.2)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
4-5 лет
«Угадай, чего не стало?»
Цель обследования: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания;
Методика «Рыбка»
Цель обследования: определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности, умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции;
«Матрешка»
Цель обследования: оценка умения действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров, составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
«Пирамидка»
Цель обследования: оценка умения устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине;
«Сложи разрезную картинку» (из четырёх частей)
Цель обследования: выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Методика «Включение в ряд» (методика А. А. Венгер)
Цель обследования: установление контакта ребёнка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно ориентировки на величину.
«Найди время года»
Цель обследования: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно – образного мышления).
«Расскажи» (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»)
Цель обследования: выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно – образного мышления).
5-6 лет
Методика исследования понимания смысла коротких рассказов
Цель обследования: изучение овладения детьми причинно-следственными и пространственно-временными отношениями на материале понимания ими смысла рассказов.
Методика «Самое непохожее»
Цель обследования: определить уровень овладения такими мыслительными операциями: анализ, сравнение, а также обобщения признаков.
«Что здесь лишнее?»
Цель обследования: определить уровень овладения такими мыслительными операциями: анализ, сравнение, а также обобщения признаков.
«Заучивание 10 слов А. Р. Лурия»
Цель обследования: исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
«Сложи разрезную картинку» (из шести частей)
Цель обследования: выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Методика «Кругозор» С. А. Банков
Цель обследования: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.
Методика «Последовательные картинки» А. Н. Бернштейн
Цель обследования: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
«Найди отличия»
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
6-7 лет
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека
Цель обследования: определение уровня развития тонкой моторики, координации зрения и движения рук; уровня развития вербального интеллекта.
Методика «Кругозор» С. А. Банков
Цель обследования: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.
Методика «Последовательные картинки» А. Н. Бернштейн
Цель обследования: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Методика «Аналогии»
Цель обследования: оценка умственных операций анализа и обобщения.
Методика «Раздели на группы»
Цель обследования: оценка образно-логического мышления ребенка, знания геометрических фигур, цветов.
Методика «10 картинок»
Цель обследования: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Методика «10 слов»
Цель обследования: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Методика «Домик» Н. И. Гуткина
Цель обследования: оценка уровня произвольности внимания.
Методика «Найди отличия»
Цель обследования: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Методика «Разрезные картинки» С. Забрамная
Цель обследования: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки ребенком.
Методика «Графический диктант» Л. А. Венгер
Цель обследования: определение уровня развития графических навыков и точность движения руки.
Методика «Диктант» Д. Б. Эльконин
Цель обследования: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.
Диагностика эмоционально-волевой сферы
1. «Проективные рассказы»
Цель: диагностика эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
2. Методика изучения характера отношения дошкольника к воспитателю Р. Р. Калинина «Рисунок воспитателя»
Цель: изучение индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств.
3. Методика «Проективные рассказы»
Цель: изучение эмоционального самочувствия детей в группе.
4. Методика «Маски»
Цель: определение эмоционального состояния ребенка в группе детского сада.
5. Методика «Выбери нужное лицо» (Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: диагностика тревожности ребенка, в типичных для него ситуациях.
6. «Какой Я»
Цель: определение самооценки ребенка.
7. Проективная методика «Рисунок семьи»
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
8. Проективная методика «Несуществующее животное»
Цель: диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.
9. Проективная методика «Кактус»
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
10. «Страхи в домиках»
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей.
11. Методика «Часики»
Цель: выявить состояния психической активности.
12. Методика «Линеограмма»
Цель: выявить уровень различения эмоций у ребенка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.
13. Методика «Неоконченные предложения»
Цель: определение скрытых переживаний ребенка, которые не удается выявить в беседе.
14. «Два домика»
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.