Татьяна Филина
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звук [Ы] и буква «Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.
Дата: 21.03.2018 г.
Группа : старшая группа «Непоседы»
Тема: «Звук [ы] и буква ы»
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Звук [Ы] и буква „Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей выделять звук [Ы].
Определять наличие или отсутствие звука [Ы] в слове.
Совершенствовать умение делить слова на слоги.
Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: набор картинок, буквы на каждого ребёнка, картинки.
Ход занятия:
Вводная часть
1) Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Весна)
Воспитатель: - Какой месяц? (Март)
Воспитатель: - Какое сегодня число? (21)
Воспитатель: - А день недели? (Среда)
Воспитатель: - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи?
(Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).
Воспитатель: - А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).
Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Воспитатель: - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
2) Артикуляция звука
Воспитатель: - Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще,а сейчас вставайте в круг.
3) Характеристика звука.
Воспитатель: - Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
Воспитатель: - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков : у, а, э, ы, о, у, и, ы.
Основная часть
1) Воспитатель: – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
Воспитатель: - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
Воспитатель: - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].
2) Составление слов.
3) Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.
Дилы-дилы-дилы – повились (крокодилы)
Дети изображают охотящегося крокодила.
Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)
Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).
Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.
Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).
Дети изображают скачущих обезьян.
4) Образование существительных множественного числа.
Воспитатель: - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).
Воспитатель: - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).
Воспитатель: - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
Воспитатель: - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
Воспитатель: - У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
Воспитатель: - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
Воспитатель: - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).
Воспитатель: - И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
Воспитатель: - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физминутка: игра «Научись показывать».
Покажите на окно, покажите на дверь,
Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.
Покажите на стол, покажите на стул,
Покажите на друга, кто чуть не уснул.
Покажите на головку, покажите, где ступня,
Покажите где колени, покажите на меня.
5) а) Знакомство с буквой
Воспитатель: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
Воспитатель: - Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
Воспитатель: - Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на доску).
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
Воспитатель: - Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
Воспитатель: - А палочки одинаковые или разные?
7)Игра «Найди лишний предмет».
На доске появляются изображения предметов: рыбы, чебурашка, мишка, слоны, мыши, мяч, малыш. Детям предлагается оставить только те предметы, в названии которых есть звук [Ы], остальные убрать Проверить правильность.
8)Игра «Найди слова со звуком [Ы]»
. На доске изображены предметы: лыжи, велосипед, дым, грибы, часы, робот, пирамида и т. д.
9)Написание буквы Ы
Уточнение знаний детей о том, что такое буква и что такое звук.
Детям предлагается написать букву Ы в воздухе.
10)Игра «На что похожа буква ы?».
Выслушиваются все ответы детей. Посмотрите, как художник представил букву Ы.
(показ картинки)
11) Динамическая пауза:
Мы ногами топаем топ-топ,
Мы руками хлопаем хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – сюда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все поднял.
Раз – два, раз-два,
Заниматься нам пора!
12)Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
Воспитатель: -Ребята отгадайте загадки
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба).
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
-И исчез. (Дым)
Подведение итогов:.
Воспитатель: - У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?
1)Вырастала репка,
Желтая и крепкая,
Перед домом свекла
Смотрит прямо в окна.
Корешочком удалась,
Поедим ее мы всласть.
И моркови урожай
Сладкой, сочной собирай.
2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти
Воспитатель: - Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (делаем вид, что солим).
- Варит картошку и солит ее (имитация, что солим).
- А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).
3) Подведение итога занятия.
- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
- Где вам это может пригодиться?
- На следующем занятии, с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?