Наталья Владимировна Клюева
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’], буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие».
Цель: Создание условий для знакомства детей со звуком и буквой «Т».
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с механизмом образования звуков [т] - [т,]
- научить детей четко произносить звуки [т] - [т,]
- научить выделять звуки [т] - [т,] среди других звуков, в составе слогов, слов
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Звуки [т]-[т’], буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- учить дифференцировать звуки [т] - [т,]
- формировать понятие «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»
- освоить послоговой способ чтения.
Развивающая :
- развивать у детей артикуляционную моторику, силу голоса, фонематический слух
- формировать навыки звукового анализа и синтеза
- развивать восприятие, произвольное внимание, память
Воспитательная:
- формировать доброжелательное отношение к коллективу
- воспитывать умение слушать и слышать.
Предварительная работа: заучивание скороговорок, физкультминутки.
Словарная работа: звук, слог, слово, буква.
Методы и приё мы:
• игровые: сюрпризный момент (письмо от Знайки из Цветочного города); игры: «Поймай мяч», «Подставим картинки к схеме», «Цветные домики», «Слоговой поезд»;
• словесные: беседа, вопросы, повторение скороговорки «Три сороки», стихотворение «День рождения»
• наглядные: показ мультимедийной презентации «Звуки «Т», «Ть» и буква «Т»».
• практические: физкультминутка, выкладывание буквы из счетных палочек, раскрашивание частей рисунка, в которых есть буква Т.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Материал, оборудование: ИКТ; мяч, картинки: кот, топор, тарелка, платье, молоток, самолет; карточки – схемы, круги синие; счетные палочки; цветные карандаши, картинка – раскраска.
Ход деятельности:
I. Вводная часть.
Организационный момент:
Дети встают в круг.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие.
Сюрпризный момент:
- Ребята, сегодня, почтальон передал мне письмо, для детей группы «Ромашки».
- Хотите узнать, что в нем написано? Ответы детей
«Я, Знайка из Цветочного города, приглашаю вас в путешествие в страну «Букволандию», но при одном условии, если вы поможете моему другу Незнайке справиться с заданиями».
- А вы хотите отправиться в путешествие и помочь Незнайке, который как всегда ничего незнает? Ответы детей
СЛАЙД 2
- А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет, а для этого давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? Ответы детей
- По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. Ответы детей
-Молодцы, ребята, занимайте свои места.
- А теперь заведём автобус. (Повторяем звук Т : Т-Т-Т-Т)
- Молодцы, автобус завёлся.
- Но чтобы он поехал, необходимо заправить его горючим.
- Наш автобус непростой и горючее для него требуется непростое.
СЛАЙД 3
- Его мы будем заправлять скороговорками.
- Повторяйте все за мной:
«Три сороки – тараторки
Тараторили на горке».
- Ребята, кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? Ответы детей
- Правильно, со звуком Т.
- Скажите, на какие группы делятся все звуки? Ответы детей
- А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных? Ответы детей
-А каким цветом обозначаются гласные? Ответы детей
- А какими бывают согласные звуки? Ответы детей
- Каким цветом обозначаются согласные звуки? Ответы детей
- Все расселись по местам, к путешествию готовы, в путь.
II. Основная часть:
Первая остановка «Звуковая»
СЛАЙД 4
- Ребята, я буду читать стихотворение, вы должны запомнить слова со звуком «Т»
День рождения у Толи,
Он сказал об этом в школе:
«Пусть Виталий принесет
Мне и танк, и самолет,
Автомат подарит Тая
(Тая – девочка простая,
А подружки Таня, Света
Пусть несут по пистолету!»
Толя так друзей зовет.
Ну и кто к нему придет?
- Какие слова вы запомнили? Ответы детей
- Давайте произнесем звук «Т»
- Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? Ответы детей
- Вы чувствуете, как воздух прорывается наружу? Ответы детей
- Попробуем спеть звук Т.
- Вы догадались, какой это звук? Ответы детей
- В каком домике он будет жить? Ответы детей
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай мяч».
Игра «Поймай мяч»
Педагог, предлагает детям ловить мяч только тогда, когда они услышат в слове звук «Т»
Слова: роса, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата, слон, стол.
- Едем по стране знаний дальше.
Вторая остановка «Звукарики».
- Посмотрите, у меня на столе есть картинки, и мы поиграем в игру «Подставим картинки к схемам».
У педагога на столе 6 – 8 картинок, изображенных на них предметов со звуком «Т», который находится в разных позициях: в начале, середине и конце слова.
Игра «Подставим картинки к схемам».
картинки: кот, тарелка, молоток, топор, самолет, платье).
Задание: выйти, взять любую картинку, внятно произнести слово, акцентируя звук Т, и поставить картинку к соответствующей схеме (звук т вначале, в середине или в конце слова).
СЛАЙД 5
- Ребята, посмотрите, на полянке разбросаны вещи, в которых живет звук Т или Ть и им нужна наша помощь. Они потерялись. Нужно их расселить по домикам правильно.
- Какой звук будет жить в синем домике? Ответы детей
- Какой звук будет жить в зеленом домике? Ответы детей
Игра «Цветные домики»
Ребята смотрят на картинку и называют слово. Если в слове встречается звук Т, то помещают в синий домик, а если Ть, то в зелёный домик.
- Какой звук повторяется в словах: кот, топот, торт? Ответы детей
- А в словах: пять, тюль, платье? Ответы детей
- Молодцы, и так продолжаем наше путешествие? Ответы детей
СЛАЙД 6
Третья остановка «Отдыхалово»
-Устали? Может быть, немножко отдохнем! Вставайте на зарядку!
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И в автобус ты садись.
СЛАЙД 7
Четвертая остановка «Слоговая»
- Посмотрите, ребята, а на пути наш необычный поезд и у него добавился еще один вагон.
- Что обозначают цифры на вагоне? Ответы детей
- Правильно, сколько слогов в слове.
Слова: кот, топор, тарелка, платье, торт, молоток.
- В каких словах один слог? Ответы детей
- В каких словах два слога? Ответы детей
- В каких словах три слога? Ответы детей
- Молодцы, опять с заданием справились правильно. Отправляемся дальше в путь.
Пятая остановка «Знакомство с буквой Т».
СЛАЙД 8
Просмотр «Уроки мудрого Филина»
- С какой буквой нас познакомил мудрый Филин?
СЛАЙД 9
Воспитатель показывает букву Т
- На что похожа буква Т?
«Гриб на букву Т похож.
С толстой ножкой. Ну и что ж!
Потрудитесь - ка немножко:
Палка - шляпка, палка ножка».
- Из каких элементов состоит буква Т? Ответы детей
- Правильно, буква Т состоит из двух элементов.
-Выложите букву Т из счетных палочек.
Выкладывание буквы из счетных палочек.
Воспитатель показывает картинку – раскраску.
- Чтобы узнать, что там нарисовано, надо взять карандаш любого цвета, и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Т»
А это – буква Т.
Буква Т стоит на крыше :
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
- Что у вас получилось, когда вы раскрасили части рисунка, в которых буквы «Т»? Ответы детей
- Молодцы, с заданием справились, едем дальше.
СЛАЙД 10
Шестая остановка «Читалкино».
- Ребята, когда гласные и согласные встают в ряд, что они образуют? Ответы детей
- Давайте, Незнайке поможем прочитать слоги.
Чтение слогов: АТ, УТ, ИТ, ТА, ТУ, ТИ.
- Молодцы со всеми заданиями справились, а теперь возвращаемся в детский сад.
3. Заключительная часть
Рефлексия
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Ответы детей
- Ребята, я буду называть слова, а должны добавить одну букву :
…роллейбус, …рамвай, буке, канна, ба…он, фон…ан, но…ы, ав…омат.
- Вам понравилось наше путешествие? Ответы детей
- В какой стране, мы с вами побывали? Ответы детей
- Кому мы с вами помогли? Ответы детей
- Трудно ли было выполнять задание? Ответы детей
- Какое задание вам показалось самым трудным? Ответы детей
- Но все вместе, мы помогли Незнайке.
- Незнайка благодарит вас и за ваше трудолюбие дарит вам воздушные шары синего цвета.