Наталья Рыжая (Поляхова)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметам; обогащение экспрессивной речи сложными словами.
Словарь, грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, Тема: Описание предметных картинок, Уточнение обобщающих понятий,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Материал: мультимедийное сопровождение, мяч, лимон, книга, петушок, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Ход занятия:
Дети заходят в комнату. Воспитатель предлагает сесть тому, кто назовет «Слова наоборот».
Тепло – холодно
Стоять – бежать
Узкий – широкий и т. д.
Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в магазин.
Я сегодня продавщица.
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Воспитатель задаёт вопросы:
- Что первое мы увидели, войдя в магазин? Слайд 2. (Мячи).
- Что общего между мячами, чем они похожи? (Круглые, предназначены для игры).
- А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от друга? (Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по назначению).
В ходе обсуждения вводятся понятия «красочный», «однотонный».
- Если мяч разноцветный, как по-другому еще можно сказать?
- Когда мяч одно цвета, какой он?
В заключение подводится итог:
все мячи круглые, но различаются по размеру (один – большой, другой – поменьше, третий – самый маленький, по цвету (бывают яркие, красочные, однотонные, предназначены для игр в футбол, баскетбол, детских подвижных игр.
А теперь мы отправляемся в следующий отдел. Слайд 3.
Воспитатель задаёт вопросы:
- Что мы видим? (Игрушки: куклы, пирамидки)
- Что общего между игрушками, чем они похожи?
- А теперь скажите, чем игрушки отличаются друг от друга? (Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по принадлежности).
- Что же находится в следующем отделе магазина? Слайд 4. (Столы, стульчики)
- Что общего между этими предметами, чем они похожи? (мебель).
- А теперь скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
(Воспитатель побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по принадлежности).
Воспитатель предлагает детям, сидящим в первом ряду, назвать, какие они ещё знают игрушки, а детям, сидящим во втором ряду, назвать, какие они знают предметы обстановки, мебели.
(Можно провести это упражнение в форме соревнования «Кто больше назовёт».)
А вот перед нами отдел: «Вот они какие – руки золотые». Слайд 5.
- Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.
«Леночка, - говорит ей мама,- вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
- Как вы думаете, что значит слово БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.) Слайд 6.
- Послушайте стихи: Слайд 7.
«Ветерок спросил, пролетая, отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят» (Е. Серова).
- Какое слово повторялось в этих стихах? (Золотая.)
- Почему поэт в стихотворении называют рожь золотой? (она ярко - желтая, похожа на золото).
- А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ РУКИ», что это значит?
Слайд 8. (руки, которые всё делают очень хорошо, умело, талантливые).
Игра с мячом «Назови машины одним словом»
(образование сложных слов).
(игра служит физминуткой)
Воспитатель приглашает детей встать в круг и берёт в руки мяч.
Воспитатель: А теперь давайте в игре с мячом попробуем образовать сложные слова – названия игрушечных приборов, машин, которые должны завести в магазин. «Назови машины одним словом».
Пыль сосет – (пылесос)
Молоко возит – (молоковоз)
Ходит при помощи пара – (пароход)
Сам летает – (самолет)
Ходит по луне – (луноход)
Хлеб режет – (хлеборезка)
Кофе молоть – (кофемолка)
Кофе варит – (кофеварка)
Сок выжимать – (соковыжималка)
Мясо рубить – (мясорубка)
При помощи пара возит – (паровоз)
Бетон мешать – (бетономешалка)
Воду возить – (водовоз)
Бензин возить – (бензовоз)
Воспитатель: Отлично! И с этим заданием вы справились.
Ребята, раз уж мы в магазине, то мы не можем уйти без покупок. Давайте опишем предмет, который мы хотим купить, не называя его, а только отвечая на вопрос «Какой он?» Слайд 9. Перед детьми картинки – лимон, книга, карандаш, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Воспитатель задаёт вопрос:
- Что ты хочешь купить? (ребенок описывает лимон – кислый, желтый, овальный, ароматный). Остальные дети называют описанный предмет. И т. д.
Книга – …
Петушок – …
Плюшевый мишка – …
Яблоко – …
Конфета – …
-Ребята, пока мы были в магазине, на улице пошел дождь. Ребята, расскажите, что в этом слове хорошего и для кого или чего, а что плохого и для кого? (дети дают ответы).
Итак, подведем итоги, ребята.
- Что нового вы узнали?
- Кого называют белоручкой?
- Какие руки называют золотыми?
- По каким признакам мы различали предметы? Слайд 10.
Спасибо всем. (Дети уходят)