Наталья Матусяк
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Описание ежика»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:воспитатель группы №10 Матусяк Н. И. г. Сергиев Посад
Программные задачи:
воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, развивать доброе отношение ко всему окружающему.
развивающие: развивать внимательность, память, логическое мышление, образное мышление, речь.
образовательные: формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа жизни; учить слушать и понимать заданный вопрос, учить отвечать на вопрос, рассказывать о своих впечатлениях; продолжать учить отгадывать загадки, разучивать считалки.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе, Тема: „Описание ежика“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Игрушка ежик, картина «Ежи».
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадки и узнаете, о ком мы будем сегодня говорить:
1)На спине иголки длинные и колкие.
А свернется он в клубок-
Нет ни головы ни ног.
2)Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
- Да, мы сегодня будем говорить о еже.
2. Беседа о ежах. Детям показывается картина «Ежи».
- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака о еже.
Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж и его ежиха.
Серый еж был очень тих и ежиха тоже,
И ребенок был у них – очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.
- Ребята, расскажите, какой еж, ничего не пропустите.
- А что вы еще знаете про ежей, их повадки?
- Что общего у ежей и медведей?
- Где всю зиму спит еж? В берлоге? (В норке.)
- Зачем ежу колючки?
- Послушайте стихотворение Б. Заходера «Почему еж колючий?»
Что ж ты, еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
3. Работа с крылатым выражением «ежовые рукавицы»
-Дети, однажды я услышала, как ребята заспорили: у какого зверя шкура теплее?
Одни кричали: -У медведя! Медведь заляжет в берлогу, лапу в пасть положит – зима, словно ночь, пролетит.
Другие кричали: -У волка! Волк целый день на ногах: то он от холода, то он от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз!
Третьи кричали:- У лисы! Все знают, какой у нее мех: мягкий, пушистый и теплый!
А Семка молчал, молчал, да и говорит:
-Самая теплая шубка у ежа!
- Как так? – зашумели ребята. – С каких это пор иголки теплее меха?
- А вот так, - стоял на своем Семка. – Мне мама часто говорит: «Погоди, Семка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы – то-то жарко станет!»
- Что это за «ежовые рукавицы»? Зачем надо Семку в них брать? Как вы думаете, приятно ли будет, если до тебя дотронутся такими рукавицами?
- Какой Семка, если мама так говорит? (непослушный)
- Давайте выучим считалку:
Ежик-ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать.
(Объяснить детям слово ЧУДАЧОК – веселый, смешной)
4. Физкультминутка.
Стал наш ежик колобком
Покатился быстро он.
По тропинке покатился,
Чуть в канавку не свалился.
-Ты куда спешишь так, Ежик?
- В гости к мальчику Сереже.
5. Ежик пришел в гости.
- Ребята, кто-то здесь шуршит!
Воспитатель показывает игрушечного ежика.
Дети здороваются с ежиком.
ЕЖИК: Ребята, я пришел к вам, потому что у вас здесь загадки загадывают, а я очень люблю загадки. А вы любите загадки?
Дети: Да!
ЕЖИК: А давайте я вам сейчас необычную историю с загадками расскажу, а вы внимательно слушайте и будете подсказывать мне нужные слова, хорошо? Называется сказка «За грибами».
Стоял теплый солнечный … (Дети: день).Вдруг набежали легкие облака, и всех промочил теплый веселый дождь. Но он быстро закончился. А белочка сказала, что это был дождь … какой? (Дети: грибной, и позвала всю нашу семью в лес за грибами. Взяли все ежики корзинки и поспешили за белочкой. А вот и полянка. Стали грибы искать. Вдруг папа как закричит: «Смотрите, ЛИСИЧКА!». Но я испугался и спрятался за маму-ежиху. Та рассмеялась и успокоила меня.
-А как мама успокоила меня, дети? (Дети: Слово Лисичка обозначает несколько значений: и животное, и гриб)
Вскоре и мама нашла гриб. Сказала, что это РЫЖИК. Красивый гриб, бережно положили его в корзинку.
«Почему он так называется?»-спросил я маму. Но она сказала: «Сам догадайся».
- А вы, дети, догадались?
Потом я увидел бабочку и побежал за ней. Вдруг остановился, как вкопанный: передо мной стоял гриб необыкновенной красоты! Я закричал: «Мама, мама, смотри, я КРАСНИК нашел!»
«Что ты! Что ты! – всполошилась ежиха. – Это очень опасный гриб!»
- Вы догадались, какой гриб я нашел? (Дети: мухомор)
- Почему он так называется?
Вернулись ежики домой, и мама-ежиха из грибов сварила… (Дети: суп.)
- Молодцы, ребята! Мне с вами очень весело, но пора бежать домой, меня ждут дома мама и папа! До свидания!
Дети прощаются с ежиком.
6. Слушание рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
- Это рассказ или сказка? Понравился ли вам рассказ Чарушина?
- Почему он называется «Страшный рассказ»?
- Какой ежик? Страшный ли?
- Почему он пришел из леса? (Любопытный.)
7. Веселое чтение.
- Ну, а теперь улыбнемся!
Ежики.
Семенят по шоссе лунною дорожкой
Еж, ежиха, ежик – на коротких ножках.
До чего смешно бегут!
Может, ради шутки,
Их в Испании зовут – поросята в шубке.
По-испански говоря, еж – колючая свинья.
8. Итог занятия.
- Расскажите, что вы узнали сегодня на занятии о ежах?