Ольга Юрьевна Бабурина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
• формировать умение у детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
• побуждать детей к активному участию на занятии;
• формировать у детей умение слушать ответы других, отвечать на вопросы;
• развивать у детей графо – моторные навыки: правильно держать карандаш, рисовать по схемам;
• закреплять у детей умение последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники;
• формировать умение у детей подбирать слова близкие по смыслу (синонимы);
• развитие грамматического строя речи детей (словоизменение, единственное и множественное число сущ.).
Интеграция областей: развитие речи, художественно-эстетическое развитие, познание, физическое развитие.
Словарная работа:
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Обогащение словаря: комод, ловкачи, занавески, за шиворот
Предварительная работа: выставка книг Е. Чарушина, знакомство с творчеством писателя.
Материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина «Лисята», посылка с сообщением, презентация, мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы А 5 для рисования, схема для рисования.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети стоят в кругу. Звучит приветствие перед занятием «Друг»
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне прислал посылку друг… (Воспитатель показывает посылку). Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какое – то сообщение написано:
Ребятам! У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке.
Интересно! Слушайте внимательно:
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, это – книга!
II. Основная часть.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Воспитатель: Хотите познакомиться с книгой? Тогда я приглашаю вас присесть за столы.
(Дети присаживаются на свои рабочие места)
Знакомство с автором.
Воспитатель: Эту книгу написал Евгений Чарушин. (Показ презентации)
Текст для презентации:
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.
И сегодня я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята».
Чтение рассказа (Показ иллюстрации)
Беседа по рассказу
Воспитатель: Ребята, в этом рассказе встречаются сложные слова. (Слайд картинки со сложными словами)
-Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слово ловкачи? (ответы детей)
-А еще здесь есть слово комод. Что это такое? (ответы детей)
- А вот еще одно слово занавеска. Я думаю, что это слово все знаете. (ответы детей)
- В этом рассказе встречается очень интересное выражение: таскают друг друга за шиворот. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
- О ком говорится в этом рассказе? (ответ ребенка или педагога, при затруднениях в ответе)
- Какие были лисята? Как называет их автор? (ответы детей)
- Как играли лисята? (ответы детей)
- Куда лисята однажды спрятались? (ответы детей)
- Как охотник обнаружил лисят? (ответы детей)
- Чем заканчивается рассказ? (ответы детей)
Воспитатель: Вы справились со всеми вопросами! Ответили на них полными предложениями. Вы большие умнички!
А сейчас пришло время разминки.
Выходите, пожалуйста, в центр комнаты, будем делать зарядку.
(Дети выходят в центр комнаты)
Физкультминутка:
Раз-присядка, два-прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками нужно потереть глазки)
Любят долго потянутся (потянулись)
Обязательно зевнуть (прикрыли рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало начинает все сначала!
Воспитатель: Немного с вами отдохнули. Продолжаем дальше. Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся на свои рабочие места).
Повторное чтение.
Воспитатель: Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Вот эти картинки (демонстрация мнемодорожки). Смотрите внимательно и запоминайте!
(Чтение рассказа с использованием мнемодорожки. Дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки, подбирают походящую схему для определенной части рассказа).
Воспитатель: Вы прослушали рассказ Евгения Чарушина «Лисята». Кто хочет его пересказать -O- Как много желающих! Что же делать? (предложения детей). А может все вместе попробуем пересказать? Кто то один начнет, а другие будут продолжать. А волшебная дорожка нам поможет, пойдем по ней и рассказ расскажем.
(Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает и т. д. Если много желающих воспитатель использует считалочку: раз-два-три-четыре-пять-ИМЯ РЕБЕНКА будет начинать)
Воспитатель: Вы все большие молодцы! А теперь я усложню задачу, закрыв картинки занавеской. А вы постараетесь пересказать рассказ.
(Воспитатель закрывает мнемодорожку, а дети преступают к пересказу)
Анализ пересказа.
Воспитатель: Ребята, вы все замечательные рассказчики. Какие слова вы использовали – интересные выражения автора:…
настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть
Игра с мячом (слайд лисенка и лисят)
Воспитатель: На картинке лисенок, а на другой лисята. Я буду вам бросать мяч, а вы мне должны сказать… про кого я говорю: про лисенка или про лисят -O-
Например: ВесеЛЫЙ Кто? (лисенок)
СмешНЫЕ КТО (лисята)
А теперь вы
Веселые Кто? (ответ ребенка)
Смешные Кто? (ответ ребенка)
Шустрый Кто? (ответ ребенка)
Озорные (ответ ребенка)
Шаловливые (ответ ребенка)
Пушистый (ответ ребенка)
Рыжие (ответ ребенка)
Беспокойный (ответ ребенка)
Ловкий (ответ ребенка)
Игривый (ответ ребенка)
Маленькие (ответ ребенка)
Быстрый (ответ ребенка)
Подвижные (ответ ребенка)
Воспитатель: Молодцы!
Подведение итогов
Воспитатель:
1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем занятии? (ответы детей)
2. Кто автор этого рассказа? (ответы детей)
3. Кто главные герои этого рассказа? (ответы детей)
Рисование по схеме:
Воспитатель: Вы обратили внимание, что в рассказе у лисят нет друзей. (демонстрация плаката с одиноким лисенком). Каждый хочет иметь друга и дружить, ведь так жить намного интереснее! Что же нам сделать? Как развеселить грустного лисенка?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Я согласна, берем карандаши и спешим рисовать друзей для лисенка. А что нарисовать друзей для нашего лисенка, нам поможет смеха (демонстрация схемы и обсуждение)
Из каких геометрических фигур состоит лисенок? (ответы детей)
Каким цветом будем рисовать лисят? (ответы детей).
А носик и глазки? (ответы детей).
У нашего лисенка теперь появится много друзей и всем им будет весело!