валентина левченко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: создать условия для формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками посредством сказок.
Задачи: совершенствовать умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, ключевым словам.
Активизировать в речи детей название сказок, имена сказочных героев.
Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, творческое воображение, фантазию.
Воспитывать чувство отзывчивости.
Научить любить сказку и проявлять интерес к чтению. Вызывать положительные эмоции.
Предварительная работа: чтение сказок разных писателей, знакомство с загадками; драматизация знакомых сказок.
Оборудование: игрушки (лягушка, кукла- Василиса Премудрая, мышка, зайчик, лиса, медведь, белка, ёжик); яйцо, утка, заяц, сундук, корзина, золотое яичко, банка с вареньем, шапочка Айболита, красная шапочка, золотая рыбка, рукавичка, монетка, наливное яблочко, цветок; иллюстрации к сказкам; медаль «Знаток сказок» по количеству детей
Ход занятия.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостьям мы улыбнемся (поворачиваются)
Здравствуйте, гости!
Воспитатель:
«Что за чудо эти сказки!»- писал А. С. Пушкин. Сказки, действительно, самое большое, умное чудо. Мир сказок необычен, удивителен и прекрасен.
Воспитатель: В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Сказка в гости к нам идёт,
Сказка в каждый дом войдёт.
Кто слышит сказки голоса,
Тем сказка дарит чудеса.
Любите, ребята сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Сейчас их повстречаете!
Воспитатель: Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом вы пошли в детский сад и кто -то сам научился их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказке совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.
Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Мне, кажется, кто-то плачет. (дети находят игрушку- лягушку)
Воспитатель: кто это? (лягушка)
Лягушка: зовут меня Василиса Премудрая. Я пришла к вам за помощью. Беда со мной случилась.
Заколдовал меня Кощей Бессмертный. Может быть, вы мне поможете?
Воспитатель: как нам тебе помочь?
Лягушка: для этого вам надо в сказку попасть за тридевять земель в тридесятое царство к Кощею Бессмертному и выполнить несколько заданий. Согласны? Только нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.
Воспитатель: Ну что поможем Василисе Премудрой?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и дружно скажем «1,2,3-сказка к нам иди
Вот мы и в сказке.
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это мышка. А в какой сказке мы встречаемся с мышкой? (Теремок, курочка ряба, репка)- мы с мышкой встречаемся «теремок», «репка», «курочка ряба»
Мышка, помоги нам найти дорогу к замку Кощея Бессмертного.
Мышка: Помогу, только задание моё выполните:
Отгадайте название сказок.
• Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
(Маша и медведь) эта сказка называется «Маша и медведь»
• Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить опасно.
("Три медведя".)
• Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По щучьему велению»).
• Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»).
• В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро «Красная Шапочка»).
• Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы в троём и мы сильны!
(английская народная сказка «Три поросёнка»).
Мышка: Молодцы, вы хорошо знаете сказки. Идите к зайчику, он вам поможет.
Воспитатель: -Вот и Зайка. Возле него корзина, интересно, что там? Давайте посмотрим!
Зайка: Я дорогу подскажу, отгадайте только из какой сказки эти предметы :
Воспитатель: (Из корзинки зайчик достаёт предметы. А вы должны, отгадать из какой сказки этот предмет) :
• Золотое яйцо (Курочка Ряба)
• Банка с вареньем (Карлсон)
• Шапочка Айболита (Доктор Айболит)
• Красная шапочка
• Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)
• Рукавичка
• Монетка (Муха-цокотуха)
• Наливное яблочко (Гуси-лебеди)
• Репка
• Цветок (Дюймовочка)
Зайка: Молодцы ребята. А сейчас идите к лисичке, она вам тоже поможет.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Воспитатель: (здоровается с Лисой) Лисичка, помоги добраться к замку Кощея.
Лиса: Вы картинки отгадайте и со мною поиграйте, вот тогда и скажу.
Воспитатель: Ребята, а давайте по иллюстрациям будем угадывать сказки.
Воспитатель: Молодцы, все сказки угадали, а теперь давайте поиграем с Лисичкой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
(Встреча с медведем)
Воспитатель: - Вот и Мишка повстречался на нашем пути и у него для нас послание.
Медведь: Помогите мне, пожалуйста, ответить на вопросы:
Воспитатель: Ребята давайте поможем мишке.
Дети: Да.
Воспитатель задаёт вопросы детям.
• Жилище Бабы Яги? (избушка) Жилище у Б. Я. избушка на курьих ножках
• Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
• Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
• Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
• Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
• Что разбила мышка, хвостиком вильнув? (яичко).
• Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
• Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
• Сколько голов у змея Горыныча? (три)
• Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
Воспитатель: Как вы думаете, помогли мы мишке?
Молодцы, мишке то мы помогли, но вот дорогу к замку так и не нашли. Отправляемся дальше.
Воспитатель: Вот и Белочка приготовила нам задание, а какое мы сейчас узнаем.
Белка: У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
1. Елена. (Прекрасная)
2. Кощей. (Бессмертный)
3. Сестрица. (Аленущка)
4. Василиса. (Премудрая)
5. Мальчик. (с пальчик)
6. Братец. (Иванушка)
7. Крошечка (Хаврошечка)
8. Марья. (Искусница)
9. Иван. (Царевич)
10. Змей. (Горыныч)
Белка: Молодцы, все загадки отгадали. Вон на горе замок стоит, возле замка дуб растёт, где сундук Кощея. Идите скорее туда.
Воспитатель: вот и нашли мы сундук, давайте его откроем
(Дети достают из яйца иглу, ломают её. Лягушка превращается в Василису Премудрую)
Василиса: Спасибо вам ребята, что расколдовали меня.
Я вижу, что вы хорошо сказки знаете. И за это я вас отблагодарю медалями «Знаток сказок»
Воспитатель: - До свидания, Василиса Премудрая, спасибо тебе.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось путешествие и теперь мы отправимся назад в детский сад.
Закрываем глаза.
Сказка с вами прощается,
Дети домой возвращаются.
Раз, два, три, четыре, пять,
В детский сад летим назад!
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Воспитатель: понравилось вам путешествие?
Что вам понравилось больше всего? Кого мы встретили с вами в Сказочной стране? - Чему учат сказки?
Сказки учат быть добрыми и справедливыми, трудолюбивыми, защищать слабых, побеждать зло. Сказки учат нас любить и уважать своих родных.