Зайнап Гамзатова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество. Сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели: развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемость внимания, умение анализировать, обобщать; воспитывать интерес к чтению, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Устное народное творчество, Сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Материалы и оборудование: выставка книг «Русские народные сказки»; предметы для инсценировки сказок : скатерть, тарелка, мешок, вёдра, метла; наглядный материал с изображением предметов из сказок; маски петуха, мышонка, снегурочки; иллюстрации к русским народным сказкам; ноутбук.
Содержание образовательной деятельности.
1. Вводное слово воспитателя.
-Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света- включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.
2. Устное народное творчество : сказки.
У каждого народа есть сказки, длинные и короткие, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства. Чему же учит нас сказка? (Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.)
Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Сказка-ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок». Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.
Кто не верит-пусть поверит,
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери,
Приглашаю всех ребят!
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр-самолёт. Закройте глаза, представьте, что мы отправляемся на ковре-самолёте в путешествие «Встреча со сказкой».Звучит музыка. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От неё не задремал.
- В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте из каких сказок эти предметы.
Перо Жар - птицы («Сивка-бурка», лук и стрелы («Царевна-лягушка», гусли («Кот, петух и лиса», яблоко («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
-Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Мы летим дальше. Звучит музыка. Следующая станция называется «Сказочные вещи и герои».
Я-Иванушка из сказки «Гуси-лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы-Яги? (Мышь.)
Я- Лисичка-сестричка из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку.)
Я- Мороз Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина.)
Я- падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук.)
Я-Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной.)
Я- Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? (На гуслях)
- По какому признаку их можно определить в одну группу? (Все они русские народные сказки)
- Мы летим дальше. Звучит музыка. Следующая станция называется «Закончи пословицу». В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Продолжите пословицы:
Труд человека кормит, а… (лень портит).
Раз соврал – навек… (лгуном стал).
Кто других не любит, … (сам себя губит).
Кончил дело - … (гуляй смело).
Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет).
Худо тому, кто … (добра не делает никому).
Учись доброму, … (худое на ум не пойдет).
Горька работа, да … (хлеб сладок).
К какой известной украинской народной сказке подходит последняя пословица? (К сказке «Колосок»).
Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас : каждый получает то, ято он заработал).
Подошло к кончу наше веселое и интересное путешествие. Давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло!
Нам пора улететь обратно. Дети, становитесь на ковер и закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Звучит музыка. Ковер-самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот наш город, наш детский сад. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершите со своими верными друзьями – книгами.
3. Рефлексия.
С героями каких сказок сегодня мы с вами встретились?
Чему учит нас сказка?