Алена Мехеда
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у сказки. Устное народное творчество»
Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; познакомить с новой считалкой, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству; активизировать словарь детей, развивать речь детей.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „В гостях у сказки, Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Словарная работа; небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки. Атрибуты для оформления деревенской избы, кроватка, кукла.
Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
Ход НОД:
Воспитатель встречает детей и приглашает попасть в сказку.
Воспитатель: Вы хотите попасть в сказку? Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза.
Включается спокойная музыка.
Воспитатель: под спокойную музыку говорит:
Тише, тише, тишина.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.
Воспитатель: Вот мы оказались в сказочной избе, где живут сказочные персонажи.
- А из каких сказок они?
- Почему эти сказки называются русские народные?
- Как они появились? (рассуждения детей).
Воспитатель: А теперь я вам расскажу, послушайте меня. Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
Воспитатель: - Какие у вас любимые сказки?
Воспитатель: - Но не только сказки народ русский складывал, но еще и загадки. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите на доске отгадку – картинку.
1. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
2. Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк.
Очень страшный серый…. (волк) .
3. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь).
4. Рыжая плутовка
Обманывает ловко
Её боится мышка
И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт. (лиса).
(показ воспитателем картинки Колобка)
Воспитатель: - Персонажи какой сказки к нам пришли в гости? Правильно – «Колобок».
Воспитатель: - Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говоря «русские народные». А ещё на Руси всегда любили песни. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Воспитатель: - А вам мамы и бабушки поют такие песни? (ответы детей)
- Но не только песни поются колыбельные, рассказывали ещё прибаюкивая и успокаивая детей. (ребёнок рассказывает и укачивает куклу)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Тоню не пугай!
Воспитатель: Наш народ очень любит петь, но кроме колыбельных песен, были ещё и хороводные песни.
Воспитатель зовёт всех встать в хоровод «В хороводе были мы». Но для выбора девочки – водящей в хороводе, предлагает ребёнку посчитать считалкой.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей –
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Физкультминутка:
Хоровод «В хороводе были мы».
1. В хороводе были мы.
Были мы, были мы.
2. Кого надо видели,
Видели, видели.
3. Красавицу девицу,
Девицу, девицу.
4. Встань, девица, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
5. Вправо, влево повернись,
Повернись, повернись.
6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй,
Потанцуй, потанцуй.
7. Кого хочешь поцелуй,
Поцелуй, поцелуй. (повторяют 2 раза)
После хоровода, воспитатель предлагает детям обратить внимание на стенд (магнитную доску, на которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам).
Воспитатель: - Кто вспомнил потешки, прочтите их.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Бархатная спинка.
В лапке хворостинка.
У кота – воркота
Не закрыты ворота.
Не закрыты ворота
Для честного народа.
Проходи, народ, в огород.
И мы придём,
Лебеды нарвём
Да наварим кашки
Для весёлой пташки
А когда осока
Вырастёт высоко,
Мы у самой реки
Посрезаем стебельки
Да сплетём лукошко
Для тебя, Тимошка.
Воспитатель: - Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (чтобы развлекать, потешать детей.)
Воспитатель: - А теперь сядьте по удобнее вокруг меня и послушайте. Дети, на Руси, часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.
Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Воспитатель: - Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Всё это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Воспитатель: А теперь ребята пора нам возвращаться в группу, беремся за руки, закрываем глаза.
Включается спокойная музыка.
Сказка чудом поверни и домой нас возврати.
В завершение воспитатель уточняет понравилось ли детям в сказочной избе. (ответы детей)