Лучший педагог года

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество»

Алена Мехеда
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество»

«В гостях у сказки. Устное народное творчество»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; познакомить с новой считалкой, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству; активизировать словарь детей, развивать речь детей.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „В гостях у сказки, Устное народное творчество“» размещена в разделах

Словарная работа; небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки. Атрибуты для оформления деревенской избы, кроватка, кукла.

Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Ход НОД:

Воспитатель встречает детей и приглашает попасть в сказку.

Воспитатель: Вы хотите попасть в сказку? Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза.

Включается спокойная музыка.

Воспитатель: под спокойную музыку говорит:

Тише, тише, тишина.

Сказка к нам идёт сама

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея.

Воспитатель: Вот мы оказались в сказочной избе, где живут сказочные персонажи.

- А из каких сказок они?

- Почему эти сказки называются русские народные?

- Как они появились? (рассуждения детей).

Воспитатель: А теперь я вам расскажу, послушайте меня. Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

Воспитатель: - Какие у вас любимые сказки?

Воспитатель: - Но не только сказки народ русский складывал, но еще и загадки. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите на доске отгадку – картинку.

1. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

2. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк.

Очень страшный серый…. (волк) .

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь).

4. Рыжая плутовка

Обманывает ловко

Её боится мышка

И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт. (лиса).

(показ воспитателем картинки Колобка)

Воспитатель: - Персонажи какой сказки к нам пришли в гости? Правильно – «Колобок».

Воспитатель: - Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говоря «русские народные». А ещё на Руси всегда любили песни. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Воспитатель: - А вам мамы и бабушки поют такие песни? (ответы детей)

- Но не только песни поются колыбельные, рассказывали ещё прибаюкивая и успокаивая детей. (ребёнок рассказывает и укачивает куклу)

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Тоню не пугай!

Воспитатель: Наш народ очень любит петь, но кроме колыбельных песен, были ещё и хороводные песни.

Воспитатель зовёт всех встать в хоровод «В хороводе были мы». Но для выбора девочки – водящей в хороводе, предлагает ребёнку посчитать считалкой.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Физкультминутка:

Хоровод «В хороводе были мы».

1. В хороводе были мы.

Были мы, были мы.

2. Кого надо видели,

Видели, видели.

3. Красавицу девицу,

Девицу, девицу.

4. Встань, девица, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

5. Вправо, влево повернись,

Повернись, повернись.

6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй.

7. Кого хочешь поцелуй,

Поцелуй, поцелуй. (повторяют 2 раза)

После хоровода, воспитатель предлагает детям обратить внимание на стенд (магнитную доску, на которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам).

Воспитатель: - Кто вспомнил потешки, прочтите их.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка.

В лапке хворостинка.

У кота – воркота

Не закрыты ворота.

Не закрыты ворота

Для честного народа.

Проходи, народ, в огород.

И мы придём,

Лебеды нарвём

Да наварим кашки

Для весёлой пташки

А когда осока

Вырастёт высоко,

Мы у самой реки

Посрезаем стебельки

Да сплетём лукошко

Для тебя, Тимошка.

Воспитатель: - Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (чтобы развлекать, потешать детей.)

Воспитатель: - А теперь сядьте по удобнее вокруг меня и послушайте. Дети, на Руси, часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Воспитатель: - Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Всё это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: А теперь ребята пора нам возвращаться в группу, беремся за руки, закрываем глаза.

Включается спокойная музыка.

Сказка чудом поверни и домой нас возврати.

В завершение воспитатель уточняет понравилось ли детям в сказочной избе. (ответы детей)

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе на тему «Устное народное творчество» Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» От бразовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект открытого занятия «В гости к солнышку». Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста Конспект открытого занятия. «Устное народное творчество» Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста с 2 до.

Конспект НОД по фольклору «Устное народное творчество. Потешки» Конспект НОД по развитию речи. Тема «Устное народное творчество. Потешки» Подготовила воспитатель Шерстнева К. И. Конспект.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Устное народное творчество. Потешки» Конспект НОД по развитию речи. Тема «Устное народное творчество. Потешки» Подготовила воспитатель Шерстнева К. И. Конспект.

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество» Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки» Тема: Устное народное творчество: сказки Задачи НОД: Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Цель: приобщать детей младшего дошкольного.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Планирование в старшей группе «Устное народное творчество» Планирование в старшей группе № 9 на 2-ую неделю января. Тема: «Устное народное творчество». Дата Организованная образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 11:04
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД