ИВАНЧЕНКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
" Путешествие в страну сказок".
Задачи.
Развивающие : развивать диафрагмальное дыхание, внимание, связную речь, артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие; активизировать употребление прилагательных.
Образовательные: формировать навыки фонематического анализа,;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну сказок Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
учить осознавать телесные ощущения и эмоции;
прививать навыки самооценки своего труда с помощью простейших моделей.
Воспитательные: формировать желание активно работать на занятии, умение взаимодействовать в коллективе, договариваться и уступать, сопереживать героям и помогать.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Материалы: игрушка гномик, волшебный цветок, посуда для Федоры, волшебная книга, карточки для дыхательной гимнастики, картинка Мойдодыра, мяч маленький, предметы для магазина: мед, торт, лимон, подарочные коробки, мнемотаблица, картинки животных, листы с заданиями
Предварительная работа. Знакомство с произведениями К. И. Чуковского. Игры: " Угадай сказку. ", " Подскажи словечко", "Назови героев сказки". Выставка рисунков по сказкам К. И. Чуковского.
Драматизация отрывков из сказок К. И. Чуковского.
Ход занятия.
Приветствие – дети обращаются к гостям.
Скажем "Здравствуйте" руками!
Скажем "Здравствуйте" глазами!
Скажем "Здравствуйте" мы ртом –
Станет радостно кругом!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Я хочу рассказать вам историю, которая случилась со мной. Мне было грустно и одиноко. И вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (подходит к каждому ребенку и поглаживает его по спине.) Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал : " Не бойся, я хочу с тобой подружиться. "- и погладил меня по руке. Вот так!
(подходит к каждому ребенку и поглаживает его по руке.)
Я повернула голову и увидела маленького гномика. (Появляется гномик). Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так! (Смотрит на каждого ребенка по-доброму.) Спросил : "Почему ты грустишь?" Я не знала, что ответить, потому, что не знала, какой он- добрый? злой? Как это можно узнать?
Дети. Посмотреть на него: спросить: поиграть.
Воспитатель. Я так и сделала, а он ответил мне, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной игре. Хотите поиграть в эту игру?
Игра " Щекотушки". Дети сидят с грустными лицами.
Воспитатель подходит к каждому и легонько щекочет.
Задача детей- не рассмеяться.
Воспитатель. Гномик приглашает нас в Страну сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становиться умным, добрым, чутким и внимательным. Хотите отправиться в путешествие? А гномик останется и подождет нас в детском саду.
Тогда вперед! А поможет нам попасть в Страну сказок волшебный цветок.
Ритуал вхождения в сказку. дети встают в круг, берутся за цветок, закрывают глаза.
Волшебный цветок в сказку введи!
Не дай нам цветок ослабнуть в пути!
Ты смелость и свет нам подари
И сказку новую оживи!
(Открывается ширма. Дети открывают глаза и оказываются в сказке.)
Воспитатель. Мы попали в страну сказок. Может вы догадались, какие сказки живут в этой стране? (сказки Чуковского). Правильно. Эта страна не принимает хмурых и сердитых. Улыбнемся, как весеннее солнышко, и скажем друг другу ласковые слова. (дети передают друг другу сердечко и говорят друг другу комплименты).
Воспитатель. Чувствуете, как от добрых слов стало тепло и уютно.
(Раздается стук в дверь, входит Федора с книгой сказок в руке.)
Федора.
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Вы подите-ка, немытые, домой.
Я помою вас водою ключевой.
Воспитатель. Кто это? И из какой она сказки?
Федора. Горе у меня! Жила я в волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Была неряхой такой, что даже посуда от меня убежала, а меня прогнали герои других сказок. Вернуться я смогу только тогда, когда выполню их задания. Одной мне не справиться.
А ведь хорошей хочу стать, хочу домой в сказку свою вернуться.
Воспитатель. Поможем Федоре?
Федора, дети тебе помогут выполнить задания, а ты пока поищи свою посуду.
Федора. Ну, хорошо. А вам я оставляю эту волшебную книгу. В ней вы найдете задания и постарайтесь обязательно с ними справиться.
(Федора уходит, но волшебную книгу оставляет. Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель. (открывает первую страницу книги).
Я прочитаю несколько строчек, а вы попробуйте отгадать название сказки.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый Доктор. (Айболит).
Воспитатель. (достает листы с заданиями).
Айболит заботиться о вашем здоровье и поэтому предлагает вам выполнить дыхательную гимнастику.
(Раздает картинки, спрятанные под цветной бумагой,
нарезанной тонкими полосками).
Поднесите карточку к губам, положите язычок на нижнюю губу и подуете на неё так, чтобы спрятанная картинка открылась. Вы ведь знаете, как правильно дышать. Вдыхаем носом, а выдох делаем ртом, не надувая щек.
Небольшая подсказка. На картинках спрятаны животные, которых лечил Айболит.
(Дети выполняют задание).
Ребята, все открыли картинки? Сейчас внимательно их рассмотрите и назовите первый звук в названии вашего животного. Вы должны сказать какой этот звук- гласный или согласный? а если согласный, то мягкий или твердый?
(дети выполняют задание и выкладывают на магнитной доске эти буквы.)
Молодцы, справились с заданием.
А теперь мы превратимся в животных и побегаем, как Барбос, которого курица клюнула в нос (изображают, как ему больно);
а теперь попрыгаем, как зайчик от радости, что Айболит пришил ему ножки; (радостно и высоко)
изображаем мотылька, которому доктор починил крылышки
(машем руками плавно и широко);
а сейчас лисичку (бежим по кругу и хитро улыбаемся).
дети садятся на места.
Воспитатель. Открываем вторую страницу волшебной книги и угадываем название ещё одной сказки по следующей фразе :
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр).
Ребята, а кто это такой Мойдодыр?
( ответы детей : умывальников начальник и мочалок командир)
(вывесить картинку Мойдодыра).
Воспитатель. Правильно. Мойдодыр тоже приготовил для вас задание.
Мойдодыр хочет проверить, как вы знаете произведения К. Чуковского.
В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище (дети читают фразы из сказки : волки от испуга скушали друг друга)
На чем Айболит добирался в Африку? (ответы из текста)
Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»?
-Кто победил злодея в сказке «Муха -цокотуха»? (комарик)
Чем крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
В какой сказке крокодил солнце в небе проглотил? (Краденое солнце)
Воспитатель. Открываем следующую страницу. В этой сказке праздник. Сколько здесь гостей! Муха- Цокотуха нынче именинница. Пригласила муха и Федору на свой праздник. Да только Федора такая неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Поможем ей? Предлагаю купить подарки в сказочном магазине. Нам не понадобятся деньги- необходимо назвать как можно больше слов-признаков. Тогда товар будет ваш.
(дети подходят к прилавку, где лежит мед.)
Воспитатель. Что это?
Дети : Мед.
Воспитатель. Какой он?
Дети: Желтый, вкусный, полезный, сладкий, липовый, цветочный, лечебный.
Воспитатель. Что ещё можно купить Мухе в подарок?
Дети: Торт.
Воспитатель. А торт какой бывает?
Дети: сливочный, клубничный, ореховый.
Воспитатель. Ребята, а давайте выберем ещё в подарок Мухе лимон к чаю. Скажите, а какой же может быть лимон?
Дети: желтый, зеленый, кислый, спелый, полезный.
Воспитатель. Вы приобрели в сказочном магазине три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила три коробочки, на каждой - цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробочку.
(Дети выполняют задание, раскладывая подарки по коробочкам.)
Воспитатель. Молодцы, подарки упакованы, вечером вы подарите их Мухе-Цокотухе. Но кроме подарков имениннице принято говорить комплименты. Давайте ласково назовем её саму и части её тела.
(дети передают по кругу мяч и называют уменьшительно- ласкательную форму существительных).
Муха- мушенька, мушка
у тебя не лапы- а лапки,
не нос- а носик,
не рот- а ротик,
не крылья- а крылышки,
не глаза- а глазки.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились. (дети садятся).
Пришло время открыть 4-ю страницу волшебной книги.
А эту сказку вы узнаете по иллюстрации в книге. (показывает).
Дети. "Тараканище. "
Воспитатель. Помните, как большой и сильный медведь, смелый тигр, огромный носорог -испугались маленького таракашку? Кто же победил таракана, не испугавшись его усов?
Дети. Воробей.
Воспитатель. Правильно! Сейчас вы выберете по одной карточке и по схеме расскажете про свое животное. Показывать картинку можно только после того, как мы отгадаем его.
(Дети составляют по схеме рассказ- описание.)
Воспитатель. Чтобы звери не боялись и чувствовали себя уверенно, верили в себя, назовем их так: слон- слонище.
(Дети хором отвечают, а воспитатель показывает карточки со зверями).
Воспитатель. Надеюсь, что звери больше не будут трусливыми, а станут смелыми. Вот мы и переворачиваем последнюю страницу в книге сказок, а задание здесь такое (раздает листы с заданиями) : мы поможем Федоре привести посуду в порядок. У вас на листах кто-то начал рисовать посуду, но не успел довести дело до конца. Ваша задача- рассказать, чего не хватает в вашем рисунке, и дорисовать то, чего не хватает.
(Дети дорисовывают предметы).
А чтобы посуда стала красивой вы возьмите листы в группу и раскрасьте их.
Молодцы, ребята, вы такие смелые, находчивые, умные. Выполнили все задания сказочных героев из волшебной книги Чуковского. А сейчас в стране сказок произойдет чудо.
(Дети встают в центр зала. Звучит музыка. Появляется Федора с чистой кастрюлей в одной руке и с книгой К. И. Чуковского в другой).
Федора. Спасибо, вам, ребята. Вы помогли мне вернуться в мою книгу. Теперь я всегда буду аккуратная и посуду буду держать в чистоте. А на прощанье хочу подарить вам книгу. Читайте её и будьте добрыми и умными. До свидания! (уходит.)
Воспитатель. К сожалению и нам пора возвращаться в группу, мы должны покинуть Страну сказок. Скорее к волшебному цветку!
(Дети встают вокруг цветка, закрывают глаза).
Волшебный цветок! Сказка прошла,
Но сколько чудес она принесла!
Скорее домой цветок нас неси
И всё, что узнали для нас сохрани!
Мы берем с собой всё, чему научились.
(Дети протягивают руки в круг, делают вид, как будто что-то берут из круга и прижимают это к себе.)
Воспитатель. Вот мы и дома. Гномик нас заждался. Давайте расскажем Гномику в какой же стране мы сегодня с вами побывали? (в Стране сказок).
-С героями каких сказок мы встретились? ("Федорино горе", "Мододыр", "Муха -Цокотуха", "Айболит", "Тараканище").
-Как вы помогали героям этих сказок? (выполняли задания)
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Мне было очень приятно путешествовать с вами. Вы показали самые лучшие знания, не подвели сказочных героев, помогли им. Молодцы!