Ирина Пономаренко
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.
Задачи:
Обучающие:
-обогащать словарь детей, активизировать его;
-развивать речь как средство общения;
-формировать интерес к театрализованной деятельности;
-упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, а также в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
-развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
-развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.
Воспитательные:
-воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеские отношения между собой;
-воспитывать сочувствие к сказочному персонажу, вызвать желание помочь попавшему в беду.
Оборудование:
-экран, проектор;
-сундук с замком, ключ (из 5 частей);
-гномики на конусах с разными выражениями эмоций на лицах;
-костюм факира;
-надувной гимнастический мяч;
-треуголка барона Мюнхаузена;
-маски трех медведей;
-ширма, кукла-дергунчик «Незнайка»;
-ребусы с зашифрованными словами, картинки-отгадки к ним;
-магнитная доска;
-картинки с обозначением сказок;
-костюмы для драматизации по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»;
Предварительная работа:
-чтение авторских и народных сказок, их анализ;
- упражнения на развитие интонационной выразительности;
-работа над сценической речью: ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой;
-драматизация отрывков из различных художественных произведений.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).
- И взрослые, и дети очень любят сказки. А где можно встретить сказку? (в кино, в книге, в мультфильмах, в театре).
-А кто показывает сказки в театре? (артисты). Для того, чтобы стать хорошим артистом, нужно много знать и уметь.
- Вы хотели бы стать артистами и сами показывать сказки?
-А что нужно, чтобы выступать на сцене? (выучить роль и надеть костюмы).
-Правильно. А костюмы у нас вот в этом сундучке. Ой, ребята, а сундучок закрыт на замок, а ключа нигде нет.
Под музыку появляется Факир (учитель-логопед).
Факир: Я – факир, у меня есть волшебная палочка, с ее помощью мы будем путешествовать по сказкам и выполнять задания. Если справимся – сможем открыть сундучок.
-А вы знаете, что даже в сказочной стране нужно соблюдать определенные правила: быть внимательным, не шуметь, говорить четко, не перебивать товарищей, помогать своим друзьям.
-Тогда – в путь!
Буду, буду колдовать,
Надо всех очаровать,
Чтобы в сказку нам попасть.
Ребятишки, все за мной!
Поколдуем с детворой!
Воспитатель: Угадайте, ребята, что это за сказка?
(На экране появляется иллюстрация к сказке) :
В одном красивом домике
Жили братья – гномики,
С утра до ночи круглый год
Водили дружный хоровод.
У гномов всех на удивленье
Было разным настроенье!
(Белоснежка и семь гномов)
-Здесь только пять братцев, а остальные отправились на поиски сокровищ.
-Давайте попробуем определить, у какого гнома какое настроение:
Грусть. Все ребята во дворе
Весело играют.
Только гном болеет дома
И с утра скучает.
Удивление. Гном зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку,
Прибежал домой и – Ах!
Лишь вода была в руках!
Страх. Ночь пришла, и в темноте
Тени движутся везде.
Гном забрался под кровать.
Спрятался и стал дрожать.
Злость. Целый день он хмурит брови
И грозит всем кулаком.
Да, сегодня гном не в духе,
Навестим его потом.
Радость. У него сегодня день рожденья,
И подарков от друзей не счесть.
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть!
Дети показывают подходящего гномика, объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно угадали настроение гномов.
-А вот и искатели сокровищ вернулись. Смотрите, они отыскали часть ключа, чтобы мы могли открыть сундучок.
-Спасибо вам, гномики. А мы отправляемся с Факиром в следующую сказку.
Звучит музыка. Факир колдует. На экране – иллюстрация к сказке «Приключения барона Мюнхаузена».
Факир: Как называется эта сказка? (Дети отвечают).
Факир: Давным-давно в далекой Германии жил выдумщик, фантазер и большой смельчак – барон по имени Мюнхаузен. Много интересных, необычных историй с ним приключилось. Однажды он даже на пушечном ядре летал. Как вы думаете, какими по размеру видел Мюнхаузен все предметы внизу на земле? (Маленькими, крошечными).
Факир: Давайте и мы полетаем, как барон Мюнхаузен, и назовем все, что увидим с высоты.
Дети по очереди надевают шляпу-треуголку, садятся на мяч-«ядро» и, представив себя Мюнхаузеном, рассказывают, что видят, подбирая уменьшительно-ласкательные слова и их признаки: «Я вижу домик (садик, собачку, речушку и т. д., он маленький, хорошенький, желтенький….
После завершения задания Факир передает детям следующую часть ключа.
Факир: Отправляемся дальше!
Звучит музыка, Факир колдует. На экране – картина лесной чащи.
Воспитатель: А до жителей этой сказки очень непросто добраться. Повторяйте за мной, ребята.
Физкультминутка:
Выбирать дорогу нужно, Ходьба змейкой
Впереди большие лужи!
Шаткий мостик впереди: Ходьба боковым
Ой, смотри, не упади! приставным шагом
Чтоб пройти болото, нужно Прыжки на двух ногах
Как лягушки, прыгать дружно!
Наклонитесь ниже, детки, Ходьба в полуприсяде
Впереди густые ветки!
Поднимайте выше ноги - Ходьба с высоким
Здесь кусты и нет дороги! подниманием колен
Здравствуй, здравствуй, Пружинка с поворотами,
Чудо – лес, руки в стороны
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте, какая сказка нам встретилась :
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Воспитатель: Правильно, это русская народная сказка «Три медведя». Как их звали?
-Давайте Михаилом Ивановичем будет, Настасьей Петровной -, а Мишуткой - … (На выбранных детей надеваются соответствующие маски).
-Когда они вернулись в свою избушку, что заметили? (Дети произносят фразы из сказки голосами персонажей – 2-3 раза).
-Молодцы, дети, хорошие медведи у вас получились. А еще какие животные обитают в лесу? (Дети отвечают).
-Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить движениями.
Звучат отрывки мелодий «Волк», «Зайчик», «Лиса». Дети изображают животных (танцевальная импровизация).
Воспитатель: Вы правильно изобразили всех животных. А в это время Мишутка заглянул под кроватку, на которой спала Машенька, и нашел для нас еще одну часть ключа.
-Спасибо этой сказке, отправляемся дальше!
Звучит музыка. Факир колдует. На экране появляется изображение сказочного городка. На ширме – кукла-дергунчик Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это я – Незнайка из Цветочного города. У нас там очень весело!
-Сегодня я решил сочинить стихотворение, как поэт Цветик. Он дал мне вот эти зашифрованные слова (передает детям карточки) и сказал, что нужна рифма, а как ее найти, я не знаю. Помогите мне пожалуйста, ребята!
По первым звукам в названии картинок надо прочесть слова: бутон, лопух, пирог, кабан, забор, батон, петух, сапог, банан, ковер.
Факир: Теперь найдите свою картинку (Дети подбирают картинку к прочитанному слову, посмотрите на картинки других детей и скажите, какие названия звучат похоже – найдите свою пару.
Незнайка: Вот здорово, ребята. Теперь я знаю, как искать рифму. Пойду сочинять стихотворение. А вам отдаю кусочек волшебного ключа.
Факир: Спасибо, Незнайка, а мы отправляемся дальше.
Факир колдует. На экране – ледяной дворец Снежной Королевы. Слышны звуки метели.
Воспитатель: Слышите, подул холодный зимний ветер. Куда же мы попали? (В царство Снежной Королевы).
-Кого заколдовала Снежная Королева?
Плачет девочка простая –
Стало черствым сердце Кая,
Как зовут девчушку эту?
На вопрос я жду ответа. (Герда).
Воспитатель: Чтобы расколдовать Кая, надо помочь вспомнить ему добрые, волшебные слова, и его сердечко обязательно оттает.
Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день). Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста). Чтоб легче ехать и идти, мы пожелаем (доброго пути, Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь (здравствуйте)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
Всем с большой любовью желаем крепкого (здоровья).
Нужно знать, как дважды два, все волшебные (слова).
Выходит Кай.
Кай: Спасибо, ребята, я все вспомнил, вы мне очень помогли. Вот вам последний осколок ключа.
Воспитатель: А теперь сложим все осколки и соберем ключ.
На магнитной доске выкладывается ключ из частей.
Воспитатель: Прежде чем открыть замок, давайте вспомним, по каким сказкам мы сегодня путешествовали?
Дети вспоминают сказки, выставляя на магнитной доске соответствующие картинки.
Воспитатель: Факир, помоги нам открыть сундук.
Звучит музыка, Факир колдует, замок открывается.
На экране появляется изображение театра. Факир прощается и уходит.
Воспитатель достает из сундука монетку, паука, самовар, фонарик…
Воспитатель: Дети, из какой сказки все эти предметы? («Муха-цокотуха»). Давайте покажем нашим гостям эту сказку.
Драматизация по мотивам сказки
К. И. Чуковского
«Муха-цокотуха»