Татьяна Абрамова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по обучению пересказу «Путешествие на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития связной речи
Задачи: Формирование умений детей последовательно пересказывать описательный рассказ с опорой на наглядность.
Развивать монологическую речь детей, умение осмысленно понимать и передавать текст, используя обороты автора.
Развивать логическое мышление, воображение.
Упражнять в умении работать со схемами.
Воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по обучению пересказу „Путешествие на Север“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо от полярников, а вы знаете кто это такие (это люди, которые приехали из разных стран, чтобы исследовать этот загадочный континент, они приглашают смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции на самый холодный континент нашей планеты. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? (Обратить внимание на глобус).
- Ребята, скажите пожалуйста, можно ли с помощью глобуса определить, где на нашей Земле холодно (Да, на глобусе льды и снег обозначены белым цветом).
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика.
Воспитатель. Где же эти полюса находятся на глобусе? (Ответы детей)
Воспитатель. Арктика или Северный полюс находится сверху земного шара, а Антарктида или Южный полюс - внизу.
Оба полюса - самые холодные места на земном шаре. Но мы отправимся лишь на один из них, где вечное царство холода, снега и льда, на Северный полюс или Арктику.
Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться до Северного полюса (Ответы детей).
Мы полетим на самолёте. Готовы? Отправляемся!
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте.
Мы прибыли на Северный полюс. (вкл. Аудиозапись ветер, вьюга). На слайде картинка Арктики.
На слайде изображение животных Арктики.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, какие животные живут в Арктике?
1. Песец – это животное небольшого размера, имеет сходство с рыжей лисицей, поэтому песца еще называют «полярная лисица».
2. Полярный заяц – самый большой среди других своих собратьев. Он очень сильно похож на кролика, только его уши намного длиннее. Этот вид отлично адаптировался к условиям жизни в холодной местности. Он хорошо переносит температуру даже минус 30 градус по Цельсию.
3. Северного оленя по праву можно назвать одним из самых удивительных животных, мало кому удается увидеть его в живую — многие виды находятся на грани вымирания и встречаются в живой природе все реже.
4. Овцебык — редкое парнокопытное животное. Сосуществовал рядом с мамонтом. Но в отличии от него полностью не вымер. В настоящее время, за счет искусственного расселения, его можно увидеть не только в Арктике, но и в Сибири.
5. Белые медведи считаются хищными животными, при этом являются достаточно близкими родственниками бурых медведей. Это млекопитающее представляет крупнейшего сухопутного хищника, который встречается на нашей планете в пределах полярных широт.
6. Эта разновидность пернатых хищных птиц, обитающей в пределах полярных широт, это самый крупный вид птиц. Благодаря теплому, пушистому оперению, птица легко переносит холода. Особенности зрения птицы помогают ей охотиться даже в условиях полярных ночей.
7. Моржи – это одни из самых узнаваемых жителей севера. У них ласты вместо привычных всем ног, сзади хвост, напоминающий рыбий. А еще у них очень большие клыки-бивни, по которым их невозможно спутать с другими животными, и уникальная устойчивость к суровому холодному климату.
8. Пингвины на сегодняшний день единственные нелетающие птицы. Они прекрасно плавают и ныряют, но совсем не умеют летать.
9. Тюлени – это животные, относящиеся к отряду ластоногих. Передвигаться могут только на брюхе, используют его и при плавании. Они являются полуводными животными, хотя обычно выходят на сушу лишь для размножения.
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите кто-то сидит в сугробе и плачет?
Так это - белый медвежонок Умка.
Воспитатель: Медвежонок, что с тобой случилось?
Медвежонок: Мы с мамой медведицей пошли купаться. Ловить в воде рыбку, а я отстал от мамы, потерялся. Вот у меня осталась только фотография мамы (показывает иллюстрацию медведицы)
Воспитатель: Ребята, что же делать, как помочь медвежонку? (Ответы детей)
Воспитатель: А я предлагаю найти маму медвежонка, сейчас мы составим объявление, и по рации объявим о пропаже полярникам-спасателям, они услышат наше послание и обязательно придут на помощь.
3. Основная часть.
Медвежонок начинает рассказ-описание с помощью мнемотаблиц.
1. Мама медведица живет далеко на Северном полюсе, где много снега и льда.
2. Тело у нее длинное, большое, сильное.
3. Покрыто густой, длинной, белой шерстью.
4. Голова у нее вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами.
5. Уши маленькие, овальные. Когда она ныряет, то прижимает уши к голове и вода в них не попадает).
6. Шея длинная.
7. У нее 4 широкие лапы с короткими острыми когтями, поэтому она может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
8. Питается она мясом рыбы, тюленей, моржей.
9. Мама -медведица - добрая, ласковая, заботливая.
Составление совместного рассказа с детьми используя мнемотаблицы
Слайд 1 Где живет Белая медведица? (Мама медведица живет далеко на Северном полюсе, где много снега и льда).
Слайд 2 - Какое тело у медведицы? слова – признаки (тело длинное, большое, сильное)
Слайд 3 Чем оно покрыто? (покрыто густой, длинной, белой шерстью).
Слайд 4 Какая форма головы? (Голова у медведицы вытянутая, треугольной формы. Что есть на голове? (на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами).
Слайд5 Какие уши? (Уши у медведицы маленькие, овальные. Когда она ныряет, то прижимает уши к голове и вода в них не попадает).
Слайд 6 - А какая шея у белого медведя? (Шея Длинная).
Слайд 7 -Сколько лап у белого медведя и какие? (У нее 4 очень широкие, лапы с короткими, но острыми когтями, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
Слайд 8 - Чем питается белый медведь? (Она любит мясо рыбы, моржей)
Слайд 9 Какая медведица-мама для медвежонка? (Добрая, ласковая, заботливая).
Групповая работа и индивидуальная.
(Воспитатель дает ребенку рацию, и ребенок говорит объявление по рации описывает о белой медведице.)
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но что же мы будем делать с мишкой, предлагаю забрать его с собой в детский сад, а полярники как найдут его маму, обязательно нам сообщат.
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Дети находят еще одно письмо от полярников, где они сообщают, что мама-медведица нашлась.
- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».
Итог. Мы помогли Умке найти маму. Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?