Алена Антипина
Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте
в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес"
Цель: подвести итоги работы за учебный год.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир человека, мир природы); «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Решение проблемной ситуации «Освободим солнышко от ветра»
Демонстрация картинки «Тучки спрятали солнышко»
Практическая деятельность (звуковой анализ слова «Жук»)
Зачеркивание заданных букв в сточке. (в итоге получается слово –«Спасибо»)
Темочки:
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по обучению грамоте
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Игровая - д/у «Угадай, что я сказала»,«Сравни и назови»
Образовательные задачи:
1. Продолжать учить детей проводить анализ звука, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки
2. Закрепить умение делить слова на слоги
3. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»
4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными)
5. Упражнять детей в определении позиции звука в слове
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие,фонематическое представление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру речи
2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.
Демонстрационный материал: слайд «Солнышко за тучками», картинка жука, аудиозапись «Жужжание жука», мнемотаблица время года «Лето», звуковые замки
Раздаточный материал:пеналы с кружочки красного, синего и зеленого цвета на каждого ребенка; лист с напечатанными буквами СУПАВСИБО, простой карандаш.
Методы:
Игровой, наглядный, практический, словесный.
Приемы:
Беседа с детьми, художественное слово, загадка, игровое упражнение, физминутка, артикуляционная гимнастика.
Предварительная работа: заучивание пословиц о весне, составление рассказов по мнемотаблицам, звуковой анализ слов, определение положения звуков в словах.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная.
Организационный момент.
(дети встают в круг)
Воспитатель: Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и передадим друг другу хорошее настроение.
Воспитатель: Прежде чем начать занятие, предлагаю вам подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику «У бабушки с дедушкой», слушайте и выполняёте упражнения:
(дети садятся на ковре и выполняют упражнения)
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
(дети проходят на свои места)
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад меня встретила ласточка, она рассказала мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет,чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила ласточку обратиться к вам за помощью. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто попал в беду.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ….(солнце)
(на экране слайд, тучки закрыли солнышко)
Воспитатель: Как вы думаете, сможем мы выручить Солнышко и помочь весне? (Да). Давайте попробуем выполнить все задания, чтобы ветер отпустил солнышко и вернул тепло. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним последовательность времен года.
Дети: Зима, весна, лето осень.
Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? (весна)
(показ детям мнемотаблицы)
Воспитатель: Вот наше первое задание. Вспомните и расскажите используя мнемотаблицы, рассказ о весне.
(2-3 ребенка выходят и рассказывают свои рассказы)
Воспитатель: Ребята, а какие весенние приметы вы знаете?
Дети:
1. Март холодный-год хлеборобный.
2. Весна красна цветами, а осень-снопами.
3. Вода с гор потекла-весну принесла.
4. Ласточка низко летает-дождь обещает.
5. Увидел скворца-знай: весна у порога.
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним какие изменения происходит весной в жизни животных?
Дети: Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится ярко рыжей.
(освобождаем солнышко от первой тучки)
Воспитатель: Вот мы и выполнили первое задание. А сейчас мы с вами поиграем со звуками, угадайте, что же это за звуки и шумы.
(Дети закрывают глаза и определяют звуки, которые создает
воспитатель: шуршание пакетом, шелест страниц книги)
Воспитатель:Это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим звуки нашего голоса. Звуки сливаются в слова и мы понимаем друг друга.
Воспитатель:Назовите мне любой звук (дети называют).
(Затем воспитатель произносит: а-а-а, о-о-о, у-у-у….)
Воспитатель:Что же это за звуки: и, а, у, о?
Дети:Гласные звуки!
Воспитатель:Давайте попробуем поиграть с ними.
«Угадай, что я сказала»
Воспитатель:Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.
(дети угадывают звук по губам)
Воспитатель:Ребята, скажите,а какие еще бывают звуки?
Дети: Согласные.
Воспитатель: Правильно. Вспомните и скажите, какими бывают согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Воспитатель: Молодцы! Назовите мне парные глухие и звонкие звуки.
Дети: Б-П, Г-К., Д-Т, З-С.
Воспитатель: Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть, а также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте поиграем в игру «Придумай слово». – я вам называю звук, а вы называете слово, где есть этот звук.
(дети придумывают слова и определяют положение звука в слове)
(звучит аудиозапись «Жужжание жука».)
Воспитатель: Слышу, кто-то к нам летит и жужжит. Это жук проснулся. Вот он обрадуется, если вы выполните звуковой анализ слова ЖУК.
(демонстрируется картинка жука. Дети самостоятельно
выкладывают звуковую схему слова, один ребенок у доски)
Воспитатель:Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите, еще одной тучки не стало.
(убираем вторую тучку)
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка:
В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Очень весело кружу!
Вот он вправо полетел
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Ване на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем там сиди.
Жук вот правая ладошка
Посиди на ней немножко,
Жук вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Хлопнем дружно
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей дружок.
Воспитатель:Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (Слоги) - Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Вы должны разделить слово на слоги.
(воспитатель показывает картинку, дети называют слово и прохлопывают
его по слогам)
Воспитатель: Молодцы. А нас с вами ждет следующее задание. У вас на столе находятся карточки с буквами. Скажу по секрету, там зашифровано слово. Если вы правильно выполните задание, мы это слово прочитаем. На карточках написана строчка из букв. Задание: зачеркните в строчке гласную букву У и согласную букву В.
(дети выполняют задание, затем воспитатель просит назвать оставшиеся буквы в строчке по порядку. Получается слово «СПАСИБО»)
Воспитатель: Это наше солнышко говорит нам спасибо, что освободили ее от туч.
(убрать последнюю тучку)
Воспитатель: Солнце помогает весне, и мир расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
(проводится игра «Сравни и назови». Бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен ее закончить)
Солнце желтое, как. (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как. (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как. (бабушка, мама, ветерок,теплое море)
Солнце веселое, как. (песенка, клоун)
Солнце теплое, как. (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как. (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как (огонь, костер)
- Молодцы. Вы помогли солнышку. Все тучки ушли и опять будет тепло.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что было сложным?
(анализ занятия детьми)
(предложить детям взять картинку солнышка, если занятие
понравилось и картинку тучки – если нет)
Воспитатель: Вся природа радуется вместе с нами. А еще солнышко шлет вам свою песенку и приглашает на“Веселую зарядку”.
(видеоклип песенки «Выглянуло солнышко из за серых туч»)