Людмила Шалобод
Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи
на тему:
«Составление рассказов по картине
И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Воспитатель: Шалобод Л. К. г. Брянск
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И, Шишкина „Утро в сосновом лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
Задачи НОД:1) связная речь: продолжать формировать умение детей составлять рассказы по пейзажной картине; описывать её содержание, передавая настроение картины опираясь на схему; развивать монологическую речь детей;
2) словарь и грамматика: обогащать словарь образными выражениями, описывая медведей и окружающий пейзаж; продолжать формировать умение при составлении предложений, согласовании слов в роде, числе, падеже; упражнять в употреблении в речи детей эпитетов, сравнений, синонимов, определений;
3) учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник; учить выделять оттенки цветов как средство выразительности;
4) воспитывать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства.
Предварительная работа: рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», разучивание стихотворения «Старый лес, добрый лес», чтение стихов о природе И. Тургенева, И. Плещеева, А. Пушкина, прослушивание музыкальных произведений П. Чайковского, В. Салманова, Глинки, д. и. «Войди в картину».
Словарь: резвятся, лохматые шубки, первые утренние лучи, не рассеявшийся туман, вековые, непроходимый, забавные, глухой. дремучий, пейзаж, пейзажист.
Материал: картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», фрагменты картины : «лес», «медведи», картин; портреты, натюрморты, пейзажи, музыка В. Салманова «Утро в лесу», П. Чайковского «Июнь».
1. -Посмотрите сколько у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети проходят и садятся на стульчики).
Звучит музыка В. Салманова «Утро в лесу». Воспитатель читает стихотворение И. Тургенева «Лесная тишь»
Лесная тишь! Лесная тишь! В глухой тени живых ветвей
Какой отрадой веешь ты! Ручей таинственный журчит.
Каким всесильным волшебством И солнца луч как бы сквозь сон
Ты будишь грёзы и мечты! Едва трепещет и молчит!
2. Дид. игра «Вопрос - ответ».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О природе).
- Удивительный мир, ребята, окружает нас – это мир природы.
-Уметь видеть её красоту помогает нам кто? Как вы думаете? (Художники, музыканты, композиторы).
- Каких музыкантов вы знаете? (Чайковский, Салманов, Глинка, Вивальди).
- Каких поэтов вы знаете? (Пушкин, Есенин, Плещеев, Тургенев).
- Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).
-А художники, которые рисуют природу? (Пейзажисты).
- Каких художников-пейзажистов вы знаете? (Левитан, Шишкин, Волков, Поленов).
-Где обычно находятся картины? (В музее).
Дид. игра «Размести картины по жанрам».
- Скоро в соседнем музее откроется выставка, но сотрудники музея не успевают разместить картины в залах, поэтому они решили обратиться к вам за помощью. У вас на столах лежат репродукции картин. Если внимательно посмотреть на эти картины. то можно открыть много удивительных тайн. Сейчас я буду читать стихи, а вы попробуйте определить, к какому жанру живописи относится ваша картина.
1. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас
или принц в плаще старинном, или вроде водолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется. Портрет
-Если у кого-то есть репродукции портретов, пройдите и разместите их в этом зале. (Дети выходят размещают на мольберте).
2. Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это. Натюрморт
(На второй мольберт размещают натюрморты).
3. Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется. Пейзаж
-Молодцы, вы здорово справились с этим заданием!
Дид. игры и упр. «Отгадай загадку», «Подбери определение», «Придумай предложение».
- Об удивительном мире природы немало придумано и загадок. Послушайте и отгадайте.
1. Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод
И конечно- комаров.
Там всегда полно чудес-
Я люблю прогулки. (В лес).
Выставляется иллюстрация «Лес», фрагмент картины И. Шишкина.
- Что можно сказать про лес, он какой? (Густой, дремучий, непроходимый, сосновый, темный и др.).
- Посмотрите на картинку и придумайте предложение.
(В густом лесу привольно и зверю и птице.
В густом дремучем лесу от бурь и от времени гибнут вековые деревья.
В лесу виден ещё не рассеявшийся туман.)
2. В чаще леса, где кругом
Тишина, да бурелом,
Ни одной где нет дороги
Сплю я зиму всю в берлоге. (Медведь).
(Выставить иллюстрацию- фрагмент картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»).
- Расскажите, какие медвежата? (Неуклюжие, озорные, шаловливые, лохматые, бурые и др.).
- Придумайте про них предложение.
(-На поляне резвятся неуклюжие медвежата в густых, лохматых шубках.
-Мама медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат.
-Медвежата облюбовали поваленную сосну.)
- Ребята, а вам знакомы эти медвежата. этот лес? Где вы их уже видели? (На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»).
- Вот и эта картина. (Выставить).
-В каком зале её нужно разместить? (В третьем зале. С пейзажными картинами).
В нашем музее ещё нет экскурсовода. Может быть кто-нибудь из вас попробует рассказать нам об этой картине. Поможет нам схема-подсказка. Давайте вспомним, что означают значки на схеме. (Называют все вместе).
1. Название картины и её автор
2. Время года
3. Часть суток
4. Погода
5. Композиция
6. Краски
7. Твоё отношение
(Выслушать один рассказ).
Физкультминутка
Добрый лес, старый лес (Широко расставить руки в стороны).
Полон сказок и чудес.
В гости к мишке мы пойдем (Руки на пояс, повороты).
И друзей себе найдем.
Ждут нас на лесной опушке
Весёлые зверюшки (Шагают).
Тут веселые зайчата
Длинноухие ребята. (Показать «зайчика», ладошки прижать к голове)
А за ними шел медведь, (Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены
Да как начал он реветь. (ниже пояса, ноги на ширине плеч, переступают
(вразвалочку).
Вот ползёт сороконожка (Двигаются друг за другом, держа руки на поясе
По тропинке на дорожку, (или на плечах впереди стоящего)
Спинка изгибается
Ползёт-переливается.
(Дети возвращаются на свои места, садятся).
(Выслушать 2-3 рассказа).
-Чей рассказ, Саша, тебе понравился? Почему? (Мне понравился рассказ., потому что в нем интересно описаны медвежата).
-Чей рассказ, Егор, понравился тебе? Почему? (Рассказ. был последовательным. в нем красочно описана природа).
-Все ребята молодцы! Их было приятно и интересно слушать, их рассказы были заворожительными, словно мы сами оказались в этом глухом непроходимом лесу.
Дид. игра «Картина»
-Ребята, давайте выйдем на ковер и нарисуем картину, на которой будет изображена природа. Каждый из вас должен задумать персонажа для картины.
-Я лучистое солнышко. Хочу взять в картину тебя. Скажи кто ты?
-Я белоствольная березка.
-Я легкое облако.
-Я яркая божья коровка.
-Я полевая ромашка.
-Я крепкий могучий дуб. и т. д. пока в круг не войдут все дети.
-Какая замечательная картина получилась у нас. В каком зале можно разместить нашу картину? (В третьем, с пейзажными картинами).
Воспитатель благодарит детей и угощает конфетами «Мишка косолапый».
Образец рассказа детей; Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский художник-пейзажист, в народе его называли «лесной богатырь2, «царь леса», написал известную картину «Утро в сосновом лесу».
Это не просто глухой сосновый лес, а именно летнее утро.
На заднем плане полотна виден еще не рассеившийся туман, легко порозовевшие верхушки громадных сосен.
На переднем плане картины художник изобразил медвежью семью, расположивщуюся на краю оврага. Эти озорные, неуклюжие медвежата ловко передвигаются по упавшим, старым деревьям.
В картине Шишкина преобладают зеленые, голубые, ярко-желтые тона, которые создают впечатление только что проснувшейся от сна природы.
Мне очень нравится эта картина. Она приглашает любоваться красотой утренней природы в сосновом лесу.
1. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас
или принц в плаще старинном, или вроде водолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется. Портрет
-Если у кого-то есть репродукции портретов, пройдите и разместите их в этом зале. (Дети выходят размещают на мольберте).
2. Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это. Натюрморт
(На второй мольберт размещают натюрморты).
.Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется. Пейзаж
1. Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод
И конечно- комаров.
Там всегда полно чудес-
Я люблю прогулки. (В лес).
2. В чаще леса, где кругом
Тишина, да бурелом,
Ни одной где нет дороги
Сплю я зиму всю в берлоге. (Медведь).