Кириллова Тамара
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД по развитию речи
«Сюжетный рассказ
по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Цель:
1. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
2. Активизировать творческое воображение детей, чтобы они могли придумать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине художника.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Сюжетный рассказ по картине В, М, Васнецова „Богатыри“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Оборудование: презентация.
Словарная работа: кольчуга, шлем, щит, набег, белогривый конь, мигом, поверженный враг.
Ход ОД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня на занятии у нас разговор о богатырях. Вы знаете, кто такие богатыри? Это персонажи былин, отличающиеся большой силой и отвагой, совершающие подвиги во имя Родины.
Я напомню, что такое былина – это русская народная песня - сказание о богатырях. Былину исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории.
Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. В старину заставой называли сторожевой пост, специальный отряд из богатырей, рубежи родной земли.
2. Беседа по содержанию картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Перед вами картина «Богатыри», написанная русским художником В. М. Васнецовым. Рассмотрите картину. Я вам подскажу, как зовут богатырей, которых мы видим на картине.
Под славным городом Киевом,
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович …
А и конь под Ильёй, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошёл его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алёша Попович лад,
Что из красна города из Ростова.
- Как зовут богатырей, изображённых на картине? (Ответы детей: богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович).
- Где стоит богатырская застава? (Ответы детей: под славным городом Киевом).
- Рассмотрите фигуры богатырей. Центральная фигура – Илья Муромец.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей: Илья Муромец старше других богатырей, на заставе он самый главный).
- Каким вы видите Илью Муромца? (Ответы детей: мужественным и сильным).
- Чем защищены грудь, спина и руки богатыря? (Ответы детей: они защищены кольчугой).
- Чем защищены головы богатырей? (Ответы детей: шлемами).
- Что держит Добрыня Никитич в левой руке? (Ответы детей: щит)
- Для чего нужен щит богатырю? (Ответы детей: защищает богатыря от стрел, меча, копья врага).
- Обратили ли вы внимание на готовность Добрыни к встрече с врагом? (Ответы детей: он выхватил из ножен меч).
- Что вы можете рассказать об Алёше Поповиче? (Ответы детей: молод, силён, красив, глаза хитрые, смотрит не прямо, а искоса).
- Удалось ли вам рассмотреть музыкальный инструмент гусли за спиной Алёши? (Ответы детей: да).
- Что скажете о конях богатырей? (Ответы детей: конь Ильи Муромца косит налитым кровью глазом; белый конь Добрыни чутко принюхивается к ветру; рыжая лошадь Алёши Поповича щиплет траву, навострив уши).
- Какое впечатление оставляет картина? (Ответы детей: гордость за сильных и смелых защитников нашей русской земли).
3. Физкультминутка. «Богатырь».
Богатырь – вот он какой: (Дети стоят в кругу).
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
4. Составление сюжетного рассказа по картине.
Сегодня у нас интересное занятие, потому что мы будем учиться составлять сюжетный рассказ по картине, с которой только что познакомились. Что значит составить сюжетный рассказ? Это значит придумывать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине «Богатыри». Художник В. М. Васнецов познакомил нас с действующими лицами, «рассказал» об одном моменте повествования, когда русские богатыри стоят на заставе, а мы придумаем начало и конец рассказа.
- Почему именно так названа картина? (Ответы детей: богатыри – главные герои картины, они заняли всё пространство картины).
- Как можно было назвать картину иначе? (Ответы детей: картину можно назвать «Три богатыря», «Защитники земли русской», «На заставе»).
- О чем мы будем говорить в первую очередь?» (Ответы детей: решим, почему выехал сторожевой пост богатырей на заставу)
- Что нужно сказать дальше? (Ответы детей: рассказать о богатырях, изображённых на картине).
- Чем мы закончим рассказ? (Ответы детей: придумаем события, которые произойдут с богатырями дальше – будет встреча с врагом или нет).
По вашим ответам я составила план, по которому вы будете составлять рассказ.
План рассказа.
1). Ночью враг пытался совершить набег на русский городок.
2). Описание богатырей, изображённых на картине.
3). Враг отступил.
Я предлагаю послушать мой сюжетный рассказ по картине «Богатыри», а потом вы будет составлять свои рассказы.
Образец сюжетного рассказа воспитателя.
Ночью на маленький городок под славным городом Киевом предприняли попытку совершить набег враги. Только не удалось им захватить врасплох тех, кто стоял на страже. Побитые русскими богатырями ушли они ни с чем.
Рано утром выехал сторожевой пост богатырей в составе Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича осмотреть окрестности и убедиться, не предпринимают ли враги новых попыток захватить городок.
Богатырь Илья Муромец зорко вглядывается вдаль. Он уверен в своих силах, вооружён копьём и палицей, ему не страшен никакой враг.
Добрыня Никитич тоже отважен, силён и смел. Он уже готов ринуться в бой с врагом, сжимая рукоятку меча.
Готов к встрече с врагом и самый молодой из богатырей – Алёша Попович: в одной руке держит лук со стрелами, а в другой – плётку, чтобы мигом подстегнуть коня.
Враг где-то рядом. Всё отчётливее слышат богатыри топот копыт коней врага.
Илья Муромец принимает решение вступить в бой.
Отважно сражались три богатыря, враги бежали с поля боя поверженными.
Составление детьми сюжетных рассказов по картине.
5. Итог.
Сегодня вы были писателями, придумав сюжетный рассказ по картине художника В. М. Васнецова. «Богатыри». Некоторые из вас воспроизвели мой рассказ, а некоторые придумали совсем другие события. Мы продолжим обучение составлению сюжетных рассказов на занятиях по развитию речи.
Рада вашему знакомству с картиной великого русского художника В. М Васнецова. Картина заинтересовала каждого из вас, дала первые знания о былинных богатырях.