Александра Кульчицкая
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Звуковая культура речи, звук Л (ЛЬ)»»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Звуковая культура речи, звук Л (ЛЬ)»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: развитие устной речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказывание по картине „Лиса с лисятами“, „Звуковая культура речи, звук Л (ЛЬ)““» размещена в разделах
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).
Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Понимать смысл образных выражений в загадках.
Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
Обогащать речь прилагательными и глаголами,
Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картине.
Развивать у детей умение высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.
Цель: учить детей артикулировать произношение мягкого и твердого звука в словах; упражнять в определении наличия звука в слове.
Предварительная работа
Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»;
Беседа на тему «Где живёт лиса с лисятами»;
Д /и «Кто где живёт?», «Большие и маленькие»;
Составление и отгадывание загадок;
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок о диких животных;
Ход занятия
Вос: Ребята, а какие животные живут в лесу? (Лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка….)
Вос: Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её…. (Лиса)
Воспитатель: Почему вы считаете, что это лиса? (Потому что лиса рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост)
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Лиса с лисятами)
Что делает мама лиса? (Присматривает за лисятами)
А чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
Что можно сказать о лисе? Какая она? (Заботливая, хитрая, плутовка)
Какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик? (Глазки хитренькие, умные, ушки треугольничком, хвост пушистый, красивый)
Что она делает? (Лиса охраняет лисят)
Что можно сказать о лисятах? (Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные)
Что они делают? (Лисята играют, кувыркаются, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. А поможет нам в этом вот такая таблица.
Составление рассказа
Воспитатель: Вот такой рассказ получился у меня.
Жила – была лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лиса спокойно лежит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на поляне. У них заботливая мама.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Дети по желанию выходят к картине
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Лесная лужайка»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком Л (ль). Чтобы его чисто произносить, нужно слегка упереться кончиком языка в верхние зубы и улыбнуться. Молодцы. Этот звук может быть твердым (ла-ла-ла; лу-лу-лу) и мягким (ля-ля-ля; лю-лю-лю).
- Ребята, звук (ль) может звучать твердо и мягко. Вот давайте вместе с вами посмотрим картинки. Повторяйте за мной; лягушка, лимон. Какой звук слышится твердый или мягкий в словах?
- Дети: В словах лимон, лягушка звук (ль) мягкий.
- Правильно, молодцы. А теперь в словах: лошадка, лук, слон какой слышится звук?
- Дети: А в словах лошадка, лук, слон, звук Л твердый.
- А сейчас давайте отгадаем загадки в словах которых есть звук (л (ль).
Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом.
- Дети: Лиса
- Правильно, лиса, а в этом слове звук (ль) твердый или мягкий?
- Дети: В слове лиса звук (ль) мягкий.
- Какие же молодцы.
А теперь Игра называется " Не ошибись", я буду вам показывать картинки, а вы мне хлопком отмечаете слова со звуком (л (ль). (Лук, гусь, яблоко, котенок, кукла, слон, поросенок, тигренок.)
- Ребята, а скажите звук Л в этих словах твердый или мягкий?
- Дети: Твердый.
- А теперь посмотрите, вот вам полоски разного цвета. Скажите мне в каком цвете присутствует звук (л (ль).
- Дети: Желтый, звук Л твердый, зеленый, звук (ль) мягкий.
- Какие же вы у меня сегодня внимательные.
Итог занятия :
- Дети: Сегодня мы познакомились со звуком Л (Ль)
что бывает твердым и мягким.
Дети скажите каким бывает звук Л (Ль) в словах?
- Дети: Звук Л (Ль) в словах может быть твердым и мягким.