Елена Заяц
Конспект занятия по развитию речи «Транспорт. Профессии на транспорте» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи по теме «Транспорт. Профессии на
транспорте».
Средняя группа
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепление и расширение представлений
о транспорте и его назначений; закрепление в пассивной речи
существительного с обобщающим понятием транспорт; расширение
словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Транспорт, Профессии на транспорте“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи : активизация речевой деятельности, развитие
диалогической речи, фонематических представлений, развитие
слухового и зрительного внимания, координация речи с движением.
Воспитательные задачи: формирование навыков взаимодействия,
доброжелательности, сотрудничества, самостоятельности.
Ход занятия.
1 Орг. момент: педагог приглашает детей в группу, здоровается с ними и
гостями, предлагает встать в круг. Тихим голосом называет по имени
детей, которые по очереди садятся на свои места.
2 «Звуки улицы и шум машин»
- Сейчас мы с вами будем слушать разные звуки. Я вам включу запись
на кассете, вы будете внимательно слушать, а потом мне расскажите,
что за звуки вы услышали. Итак: закройте глаза.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно
слушать.
- Что вы услышали? Какие звуки узнали? – (сигналы машин, гудок
поезда, звон троллейбуса, шум от колёс машин и. т. д.)
- Молодцы, вы все правильно отгадали! Все эти звуки издают машины
или по-другому – транспорт на улицах города. Выставляется картинка
«Улица» с разным транспортом.
3 Рассматривание картинки. Беседа по ней.
Воспитатель выставляет на мольберт картинки по теме «Транспорт».
- Посмотрите на картинку.
- Что вы видите на картинке? (Автобус, трамвай, легковая машина,
грузовая машина и. т. д.)
- Вспомните, кто водит автобус. Начните ответ со слово «автобус».
( Дети: автобус водит шофёр или водитель).
- Правильно. Шофёр водит автобус, или он управляет автобусом.
- А теперь посмотрите на поезд. Кто его ведет?
- А кто управляет самолётом?
- А теперь посмотрите на катер. Кто им управляет?
- А кто водит трамвай?
- Вспомните, какой транспорт двигается по воде? ( Дети: корабль,
катер, лодка).
- А по воздуху? (Самолёт).
- А какому транспорту нужны рельсы, чтобы двигаться? (Поезду и
трамваю).
- Перечислите транспорт, который ездит по дороге? (Автобус,
троллейбус, грузовик, легковая машина).
- Итак, как же одним словом мы назовем все эти картинки?
- Вспомните слова – действия, которые может совершать машина?
( Дети: машина – едет, тормозит, останавливается, обгоняет; самолет –
летит, взлетает, приземляется, улетает, прилетает; поезд – катится,
стучит, едет и. т. д).
- Подумайте, для чего нужен транспорт? ( Дети: транспорт перевозит
людей и грузы).
- А как называются люди, которые едут в транспорте? (Пассажиры).
4 Логоритмика «Шофёры».
(Стоя около стульчиков)
Шуршат по дорогам весёлые шины (трут ладошками)
Спешат по дорогам машины, машины (крутят воображаемый руль).
А в кузове – важные, срочные грузы (показывают «большие» грузы)
Цемент и железо, изюм и арбузы (загибают по одному пальчику)
Работа шофёров трудна и сложна (вытирают пот со лба)
Но как она людям повсюду нужна! (Поднимают указательный палец
вверх).
5 Игра на слуховое внимание «Ловушка».
(На ковре)
- А теперь я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Игра
называется «Ловушка». Я буду называть разные слова, когда вы
услышите любой транспорт – вы его «ловите», то есть хлопаете в
ладоши, когда я буду называть слова, которые не относятся к
транспорту, вы топаете. ( Например: мебель, посуда, инструменты).
- Автобус, самолёт, диван, трамвай, корабль, чайник, поезд, кровать,
машина, троллейбус.
6 «В гараже».
Спросить у детей, видели ли они когда-нибудь, как ремонтируют
машины. Предложить детям «заглянуть в гараж», где в свободное от
работы время отдыхают автомобили. Там их ремонтируют, моют и
готовят к поездкам.
- Педагог: вот водитель меняет у машины колесо. Он взял молоток и
тихонько стучит по колесу: «тук-тук, тук-тук». (Произнося
звукоподражание, сопровождает их движениями: стучит правым
кулаком по левому). А вот водитель берет отвертку, откручивает винты
на колесе и снимает его: «так-так, так-так». Затем он ставит на место
другое колесо, тихонько стучит по нему: «тук-тук, тук-тук», снова берет
отвертку и закручивает на колесе винты: «так-так, так-
так» (одновременно со звукоподражаниями совершаем
вращательные движения кулаком правой руки). Затем он ставит на
место другое колесо, тихонько стучит по нему: «тук-тук, тук-тук», снова
берет отвертку и закручивает на колесе винты: «так-так, так-так».
Попросить детей самостоятельно показать и озвучить, как надо стучать
молотком, а как закручивать отверткой. Затем дать детям задание:
внимательно послушать, а после этого показать, что делал мастер. Сам
педагог с паузами произносит звукоподражания в следующей
последовательности: «так-так, тук-тук, тук-тук, так-так, тук-тук, тук-тук,
так-так, тук-тук, так-так, так-так». В соответствии с услышанными
звукоподражаниями дети показывают движения руками.
7 Д/Игра «Чего не хватает?»
-Ребята, одну машину мы с вами отремонтировали, помогли мастеру
поставить на машину новые колеса. Но в гараже стоят еще грузовые
машины, которые ждут ремонта. У каждой из них чего-то не хватает.
(Выставляются картинки машин)
- Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины?
(Воспитатель показывает на одну из машин).
Дети:
- эта машина без колёс;
- эта машина без кузова;
- эта машина без кабины;
- эта машина без руля;
- эта машина без фары;
- а эта машина без двери.
- Молодцы. Теперь все машины будут отремонтированы и снова
отправятся в путь по дорогам города.
8 Игра-упражнение «Что привёз грузовик?»
- Ну вот ребята, за то что мы с вами отремонтировали все машины,
помогли водителям, нас ждёт сюрприз. (Педагог вывозит на ковёр
грузовик, предлагает детям сесть вокруг грузовика).
- Давайте посмотрим, что привёз нам грузовик?
- Дети: Это картинки.
- Педагог: Назовите их.
- Дети: избушка, иголка, индеец, индюк.
- Педагог: с какого звука начинаются все эти слова?
- Дети: со звука [и].
- Педагог: где слышится звук?
- Дети: в начале слова.
- Педагог: вспомните, что вы знаете о звуке [и], какой это звук?
(Гласный).
- Дети: давайте споём этот звук сначала тихо, а потом громко. (Педагог
вместе с детьми поют звук [и] то тихо, то громко).
9 Упражнение «Слушайте внимательно».
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы слушайте внимательно.
*** Ира с Игорем играли
Все игрушки разбросали!
- Какие слова в этом стихотворение начинаются со звука [и]?
-Дети: Ира, Игорь, играли, игрушки.
- Молодцы, вы услышали все слова, которые начинаются с гласного
звука [и].
10 Итог занятия.
- Педагог: О чем мы говорили сегодня на занятии?
-Дети: Мы говорили о транспорте, слушали разные звуки,
ремонтировали машины, играли в игры, называли картинки и слова со
звуком [и].
- Педагог: Вы отлично сегодня занимались и правильно выполняли все
мои задания! Похлопайте себе! Я каждого награждаю вот такой
картинкой. Вы соедините изображение по точкам и узнаете, что у вас
получится. Но это мы уже сделаем после занятия.
(Педагог раздает детям картинки с пунктирным изображением
транспорта, дети самостоятельно соединяют уже после занятия).