Евгения Журавлева
Конспект занятия по развитию речи «Гласные звуки» в старшей логопедической группе с применением кинетического песка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение речевой среды ребенка
Задачи:
Образовательные
- учить детей различать и правильно использовать термины «звук» и «буква»;
- учить определять наличие заданного звука в слове;
Развивающие
- развивать фонематическое восприятие и слух на материале гласных звуков и неречевых звуков;
- активизировать и обогащать словарный запас по теме недели;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Гласные звуки“ в старшей логопедической группе с применением кинетического песка» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Кинетический песок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- обогащать тактильный опыт у воспитанников;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
Воспитательные
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
- воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.
1. Организационный момент
Приветствие воспитателя и детей с гостями:
Гости дорогие, важные такие,
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на нас глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).
И не строго, а с улыбкой,
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим? Дети: Добротой.
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.
2. Основная часть
В группе звучат неречевые звуки (хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах, дети отгадывают, что это за звуки.
- Ребята, эти звуки мы можем только слышать. Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер :
А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)
У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)
О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)
И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)
Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)
Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили. И сейчас я тоже предлагаю вам переодеться в красные рубашки и окунуться в мир нашей сказки. Ребята, выбирайте ту, которая больше всего вам понравилась.
Как вы думаете, если звуки появились в группе, что они могут делать? (Ответы детей)
Ох, какие звуки красивые у нас появились в группе!
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
Сыром тЫкву закусил
И добавки попросил!
- А вы любите отгадывать загадки и выполнять задания?
- Ребята, посмотрите какие картинки появились у нас на экране. Выберете ту, в названии которой есть ваш звук.
А – арбуз, ананас
У – утка, лук
О – облако, остров
И – игла, индюк
Э – эскимо, экскаватор
Ы – сыр, мышь
Дети выполняют задание, воспитатель после этого продолжает рассказывать сказку. Хорошо они пели: по одному (Работа в парах, в трио)
: -А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-
и парами (дуэтом) :
-АУ, АО, АИ, АЫ!
И по трое (трио) :
— АУО, ИЭЫ!
И даже хором:
— АУОИЭЫ!
Но однажды сели звуки на полянке и задумались:
— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.
- Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букве… Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и тд. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.
- Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…
- А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …
Только вы должны отгадать загадку:
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
А песок наш непростой,
он волшебный и живой!
(Воспитатель достает сначала мешочек с песком, дети трогают его, закрыв глаза. А потом предлагает поздороваться с песком в песочнице.)
Игра «Здравствуй, песок!»
Ход игры:
Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Правила поведения
Чтоб заданья выполнять
Надо правила все знать.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Ты с песком играй, лепи,
Только руки не мочи.
Будет наш песок сухой
И подружится с тобой!
Пальчиковая гимнастика:
Дом
Я хочу построить дом,
Чтобы звуки жили в нём.
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
«О» в окошечко глядит,
«Ы» на крыше там сидит,
«И» стоит на лесенке,
распевает песенки,
«У» заснул у нас в трубе,
не дождался звука «Э»
«А» в гамак забрался,
Загорать собрался.
Вот такие гласные, гласные – прекрасные!
- А как вы думаете, нам удобно будет лепить из песка, сидя на полу? (Ответы детей) Дети вместе с воспитателем садятся за столы. Воспитатель показывает формочки гласных букв и вырезанные картонные заготовки тех же букв, объясняет детям, как можно построить дом с помощью формочек, картонных заготовок и самостоятельно (работа по выбору).
3. Итог занятия. Оценка деятельности детей
После того, как каждый ребенок построил «дом» для своего звука, воспитатель подходит к каждому и повторяет:
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик- буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы. С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Воспитатель предлагает вспомнить те картинки, которые они выбрали в начале занятия для закрепления материала и просит поселить слова в своем домике.
- Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?
Поскольку я сегодня у вас в гостях, то оставляю вам песок поиграть. Только вы теперь попробуйте выбрать другой способ (сложнее, чтобы построить дом для своего звука. А можете выбрать и другой звук…