МААМ-картинки

Эссе «Мои педагогические находки» (из опыта работы воспитателя)

Зоя Михайлова
Эссе «Мои педагогические находки» (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе «Мои педагогические находки»

Актуальность: В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.

Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, удмутского народа.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.

Я – удмуртка, мой родной язык –удмуртский. Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, его сокровище.

Родной язык – этот тот язык, который мы слышим вокруг себя с самого раннего возраста. У каждого народа он свой. Язык, принадлежащий той, или иной нации отражает ее культуру и обычаи. Родной язык – это наше наследие.

Я родилась и живу в маленьком уголке Татарстана в Агрызком районе в деревне Варклед – Бодья. Наша деревня чисто удмуртская. Мой родной язык – это певучий и мелодичный удмуртский язык. Мои родители родились и выросли здесь в деревне Варклед – Бодья. Все члены моей семьи были воспитаны на песнях, пословицах, поговорках местного фольклора. С какой любовью и теплотой отзываются они о них, знают очень много песен. Любимая бабушка с малых лет мне рассказывла сказки, загадывала загадки. Дома мы сохраняем удмуртские традиции, обычаи, проводим пасху, в этот праздник мне очень нравится красить яйца, печь табани с зыретом «блины с молочной начинкой». Ходим в этот день в гости друг другу. Любовь к своему краю, удмуртской земле, языку впитала с молоком моей мамы. Я говорю на родном - удмуртском, мечтаю, мыслю, молю и люблю, мои дети говорят на родном языке, через родной язык я познавала этот мир и продолжаю изучать, популяризировать на родном языке обряды, традиции моей малой Родины - Варклед – Бодья. Я уже на протяжении многих лет работаю воспитателем в детском саду в своём родном селе Варклед – Бодья.

Живем мы в огромном мире! Мой народ в нем как капелька в море! Нас очень мало, и как «дочь удмуртского народа» прилагаю все усилия для того, чтобы научить детей не забывать родной язык, культуру, обычаи, ведь без языка – нет народа.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знает о культуре наших предков? Этот вопрос не дает мне покоя, заставляет искать пути решения. Мне, человеку знающему и говорящему на родном удмуртском языке, хочется, чтобы люди, живущие в нашем селе, не забывали язык, знали культуру, чтили обычаи коренного народа. В своей повседневной работе я, как влюбленный с детства в свой язык, стараюсь активно внедрять изучение родного языка, обычаев и традиций в свою педагогическую практику. Для того, чтобы всё это доступно донести до детей я постоянно в поиске по оформлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, которая выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Именно с целью ознакомления детей с историей, культурой, бытом и жизнью удмуртов в старину совместно с родителями воспитанников создан мини-музей где размещаем национальные игры, игрушки, предметы быта из бересты, дерева, украшения, макет печки (гур); и др., «Удмуртский дворик» макет деревенского дома с приусадебным хозяйством, соорудили макет колодца (куйы).

Разработала настольные игры: «Кину улэ тэльын» («Кто живёт в лесу», «Ческыт мед кошкоз» («Приятного аппетита, «Пазьгыса шудон» («Разбрасывание палочек», «Кину улэ азбарын» («Кто живёт во дворе»).

Немаловажное значение в ознакомлении с языком удмуртского народа имеет художественно-эстетическое развитие. Вместе с детьми мы поем детские песенки, слушаем произведения удмуртских композиторов, совершаем экскурсии в музей сельского клуба, разучиваем национальные танцы, которые затем включаем в программу праздников, проводимых в дошкольной группе.

Мои воспитанники регулярно участвуют в республиканском конкурсе «Мудорвай» («Росточек», в Межрегиональном Лазаревском чтени, в Межрегиональных этнокультурных форумах фестивалях, занимают призовые места. Благодаря этому, у них повышается интерес к языку, закрепляются навыки удмуртской речи, а у родителей появляется стимул к общению с детьми на родном языке и радость от того, что дети не забудут свой родной язык.

В настоящее время невозможно представить организацию детской деятельности без использования ИКТ - технологий. В своей работе я использую, проекты, мультимедийные презентации, видеоматериалы, игры, которые делают занятия увлекательными и интересными.

Мною разработан проекты:

- «Люби и знай родной свой край» («Яраты но тод вордскем шаердэ»).

- «Знаменитые люди нашего села» («Гуртисьтым дано адямиос»).

- презентации: «Корка, кытын ке улэ удмурт кыл»( «Дом, где живёт удмуртский язык»); «Выжыкыл дорын куноын» («В гостях у сказки»); «Табани».

Особое место в моей работе по приобщению детей к родному удмуртскому языку занимает игровая деятельность. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной удмуртской речью, культурой коренного народа нашего села. Игра помогает детям освободиться от страха говорить на родном языке, оставляет яркие впечатления. В своей работе использую различные виды игр.

Народные игры приносят детям много радости. «Кышетэн шудон» - «Игра с платочком», «Небыльток» - «Растяпа», «Тябык» - «Догонялки», «Быж» - «Хвост», «Палтури». В играх дети с удовольствием употребляют удмуртские считалки: «Одик, кык, куинь,ньыль, вить, куать, сизым, тямыс, укмыс, дас – горд шунды жужас», «адза палти улмо питра, кин ке кутиз, со шудонысь потоз».

- пальчиковые игры: «Бад ым семья»; «Гондыр изе»; «Чиньыосы-мусоосы» - сюжетно-ролевые игры («Ойдолэ тодматском» - Давайте познакомимся, «Встречаем гостей» - Куно пумитан).

- подвижные игры: «Шырен – ко ыш» (Кошки-мышки). «Вумурт» (Водяной); «Кубиста йыр» (Капустная голова); «Вой горшок» (Горшочек масла) и др.

Родители являются активными участниками, помощниками в моей работе. Я привлекаю их к участию в праздниках «Анайёслэн нуналзы» - день Матери, «Выль ар»-Новый год, «Пельняньфест», «Ми пыжим ческыт перпеч» - праздники, «Гырон быдтон» (мини праздник для детей) завершения полевых работ весной, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду, тесно взаимодействуя с сотрудниками сельского клуба, сельской библиотеки, учителями и учениками начального звена Кучуковской СОШ.

Частыми гостями на этих мероприятий стали люди старшего поколения (бабушки, которые с удовольствием принимают участие, делятся своими знаниями и радуются возрождению культурных ценностей.

Я горжусь, когда воспитанники, приходя в детский сад, здороваются на своём родном удмуртском языке, в самостоятельной игровой деятельности общаются между собой на удмуртском язык, играют в национальные игры. Я счастлива от мысли, что мои воспитанники, эти маленькие «деревца», покидая стены детского сада, не забудут свой родной язык, знать традиции удмуртского народа, а значит будут крепче держаться «корнями» за родную землю, свою малую родину.

Народная мудрость гласит: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своего языка, истории, культуры, может исчезнуть.

Я считаю, что тот, который уважает свой родной язык, является культурным человеком. В жизни каждого человека, ребёнок он или взрослый, большую роль играет родной язык. Нужно читать больше книг на удмуртском языке. Родной язык – это язык святой, символ родного дома и тепло домашнего очага.

Родной язык – вечная ценность и гордость для меня. Я очень надеюсь, что мой родной удмуртский язык будет жить ещё много веков.

Я люблю свой язык, деревню и горжусь ими. Судьба каждого из нас зависит от знаний и умений обращаться с родным языком. Ну а хранить развивать и любить родной язык могут только его обладатели и носители.

Давайте беречь родной язык, уважать и развивать, заботиться о его чистоте и красоте, стараться говорить друг другу лишь добрые слова, тогда и мир вокруг станет лучше и добрее.

Публикации по теме:

Рекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителямиРекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Эссе воспитателя «Эссе воспитателя» Выполнила: Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник,.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Мои педагогические находки» (из опыта работы воспитателя)
Опубликовано: 18 января 2025 в 12:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Мои педагогические находки» (из опыта работы воспитателя)» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Михайлова (УИ 584061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД