Зоя Михайлова
Эссе «Мои педагогические находки» (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Мои педагогические находки»
Актуальность: В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, удмутского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
Я – удмуртка, мой родной язык –удмуртский. Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, его сокровище.
Родной язык – этот тот язык, который мы слышим вокруг себя с самого раннего возраста. У каждого народа он свой. Язык, принадлежащий той, или иной нации отражает ее культуру и обычаи. Родной язык – это наше наследие.
Я родилась и живу в маленьком уголке Татарстана в Агрызком районе в деревне Варклед – Бодья. Наша деревня чисто удмуртская. Мой родной язык – это певучий и мелодичный удмуртский язык. Мои родители родились и выросли здесь в деревне Варклед – Бодья. Все члены моей семьи были воспитаны на песнях, пословицах, поговорках местного фольклора. С какой любовью и теплотой отзываются они о них, знают очень много песен. Любимая бабушка с малых лет мне рассказывла сказки, загадывала загадки. Дома мы сохраняем удмуртские традиции, обычаи, проводим пасху, в этот праздник мне очень нравится красить яйца, печь табани с зыретом «блины с молочной начинкой». Ходим в этот день в гости друг другу. Любовь к своему краю, удмуртской земле, языку впитала с молоком моей мамы. Я говорю на родном - удмуртском, мечтаю, мыслю, молю и люблю, мои дети говорят на родном языке, через родной язык я познавала этот мир и продолжаю изучать, популяризировать на родном языке обряды, традиции моей малой Родины - Варклед – Бодья. Я уже на протяжении многих лет работаю воспитателем в детском саду в своём родном селе Варклед – Бодья.
Живем мы в огромном мире! Мой народ в нем как капелька в море! Нас очень мало, и как «дочь удмуртского народа» прилагаю все усилия для того, чтобы научить детей не забывать родной язык, культуру, обычаи, ведь без языка – нет народа.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знает о культуре наших предков? Этот вопрос не дает мне покоя, заставляет искать пути решения. Мне, человеку знающему и говорящему на родном удмуртском языке, хочется, чтобы люди, живущие в нашем селе, не забывали язык, знали культуру, чтили обычаи коренного народа. В своей повседневной работе я, как влюбленный с детства в свой язык, стараюсь активно внедрять изучение родного языка, обычаев и традиций в свою педагогическую практику. Для того, чтобы всё это доступно донести до детей я постоянно в поиске по оформлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды, которая выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Именно с целью ознакомления детей с историей, культурой, бытом и жизнью удмуртов в старину совместно с родителями воспитанников создан мини-музей где размещаем национальные игры, игрушки, предметы быта из бересты, дерева, украшения, макет печки (гур); и др., «Удмуртский дворик» макет деревенского дома с приусадебным хозяйством, соорудили макет колодца (куйы).
Разработала настольные игры: «Кину улэ тэльын» («Кто живёт в лесу», «Ческыт мед кошкоз» («Приятного аппетита, «Пазьгыса шудон» («Разбрасывание палочек», «Кину улэ азбарын» («Кто живёт во дворе»).
Немаловажное значение в ознакомлении с языком удмуртского народа имеет художественно-эстетическое развитие. Вместе с детьми мы поем детские песенки, слушаем произведения удмуртских композиторов, совершаем экскурсии в музей сельского клуба, разучиваем национальные танцы, которые затем включаем в программу праздников, проводимых в дошкольной группе.
Мои воспитанники регулярно участвуют в республиканском конкурсе «Мудорвай» («Росточек», в Межрегиональном Лазаревском чтени, в Межрегиональных этнокультурных форумах фестивалях, занимают призовые места. Благодаря этому, у них повышается интерес к языку, закрепляются навыки удмуртской речи, а у родителей появляется стимул к общению с детьми на родном языке и радость от того, что дети не забудут свой родной язык.
В настоящее время невозможно представить организацию детской деятельности без использования ИКТ - технологий. В своей работе я использую, проекты, мультимедийные презентации, видеоматериалы, игры, которые делают занятия увлекательными и интересными.
Мною разработан проекты:
- «Люби и знай родной свой край» («Яраты но тод вордскем шаердэ»).
- «Знаменитые люди нашего села» («Гуртисьтым дано адямиос»).
- презентации: «Корка, кытын ке улэ удмурт кыл»( «Дом, где живёт удмуртский язык»); «Выжыкыл дорын куноын» («В гостях у сказки»); «Табани».
Особое место в моей работе по приобщению детей к родному удмуртскому языку занимает игровая деятельность. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной удмуртской речью, культурой коренного народа нашего села. Игра помогает детям освободиться от страха говорить на родном языке, оставляет яркие впечатления. В своей работе использую различные виды игр.
Народные игры приносят детям много радости. «Кышетэн шудон» - «Игра с платочком», «Небыльток» - «Растяпа», «Тябык» - «Догонялки», «Быж» - «Хвост», «Палтури». В играх дети с удовольствием употребляют удмуртские считалки: «Одик, кык, куинь,ньыль, вить, куать, сизым, тямыс, укмыс, дас – горд шунды жужас», «адза палти улмо питра, кин ке кутиз, со шудонысь потоз».
- пальчиковые игры: «Бад ым семья»; «Гондыр изе»; «Чиньыосы-мусоосы» - сюжетно-ролевые игры («Ойдолэ тодматском» - Давайте познакомимся, «Встречаем гостей» - Куно пумитан).
- подвижные игры: «Шырен – ко ыш» (Кошки-мышки). «Вумурт» (Водяной); «Кубиста йыр» (Капустная голова); «Вой горшок» (Горшочек масла) и др.
Родители являются активными участниками, помощниками в моей работе. Я привлекаю их к участию в праздниках «Анайёслэн нуналзы» - день Матери, «Выль ар»-Новый год, «Пельняньфест», «Ми пыжим ческыт перпеч» - праздники, «Гырон быдтон» (мини праздник для детей) завершения полевых работ весной, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду, тесно взаимодействуя с сотрудниками сельского клуба, сельской библиотеки, учителями и учениками начального звена Кучуковской СОШ.
Частыми гостями на этих мероприятий стали люди старшего поколения (бабушки, которые с удовольствием принимают участие, делятся своими знаниями и радуются возрождению культурных ценностей.
Я горжусь, когда воспитанники, приходя в детский сад, здороваются на своём родном удмуртском языке, в самостоятельной игровой деятельности общаются между собой на удмуртском язык, играют в национальные игры. Я счастлива от мысли, что мои воспитанники, эти маленькие «деревца», покидая стены детского сада, не забудут свой родной язык, знать традиции удмуртского народа, а значит будут крепче держаться «корнями» за родную землю, свою малую родину.
Народная мудрость гласит: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своего языка, истории, культуры, может исчезнуть.
Я считаю, что тот, который уважает свой родной язык, является культурным человеком. В жизни каждого человека, ребёнок он или взрослый, большую роль играет родной язык. Нужно читать больше книг на удмуртском языке. Родной язык – это язык святой, символ родного дома и тепло домашнего очага.
Родной язык – вечная ценность и гордость для меня. Я очень надеюсь, что мой родной удмуртский язык будет жить ещё много веков.
Я люблю свой язык, деревню и горжусь ими. Судьба каждого из нас зависит от знаний и умений обращаться с родным языком. Ну а хранить развивать и любить родной язык могут только его обладатели и носители.
Давайте беречь родной язык, уважать и развивать, заботиться о его чистоте и красоте, стараться говорить друг другу лишь добрые слова, тогда и мир вокруг станет лучше и добрее.