Сизова Елена Васильевна
«Вперед, в поход в осенний лесопарк имени И. И. Синягина». Конспект прогулки в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вперед, в поход в осенний лесопарк имени И. И. Синягина»
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная)
Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):
• Формировать экологическую культуру детей дошкольного возраста через познание природы родного посёлка
• Закреплять знания детей о временах года, о видах деревьев.
• Совершенствовать
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи):
• Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление
• Развивать связную речь.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):
• Воспитывать интерес к природе, прививать любовь ко всему живому.
• Воспитывать интерес к занятиям туризмом.
• Способствовать становлению у детей бережного отношения к природе родного посёлка.
Планируемый результат: предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств и пр.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход.
Инструктор по физической культуре: Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы!
Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге.
Воспитатель: Ребята, как называется наш район, в котором мы живем?
Дети: Новосибирский район.
Воспитатель: Вы знаете, чем богат наш Новосибирский район?
Дети: Да. Мы рассматривали карту Новосибирского района на занятии, нам много рассказывали о нем. Наш край удивительный. Он очень большой и красивый. На его территории много леса, рек и озер.
Воспитатель: Да, это все наше богатство! С собой я взяла эту карту, чтобы нам с вами не заблудиться.
Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Дети: Это лес.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие - в осенний лесопарк.
Как мы с вами попадем в лес?
Может, поедем на поезде? Или полетим на самолете?
Дети: Нет, мы пешком сможем дойти.
Воспитатель: По дороге и в лесу нужно быть внимательными и осторожными!
Все рюкзачки правильно сложили? Все нужное положили?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие
Дети: Да! Отправляемся в путь!
(Дети, под музыку пешком идут в лесопарк, звучит песня «Этот мир» В. Буйницкого. В пути инструктор по физической культуре проводит 2-3 физкультминутки, игровые считалки, обращает внимание на основы безопасности при движении).
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Дети, теперь давайте передохнем, я расскажу вам про осенний лес. Он полон сказок, загадок и чудес. А вы знали, что рядом с нашим поселком есть такой лес?
Ответы детей:
- Я знал.
- Мы ходили и гуляли в этом лесу с мамой и папой.
- А я нет, даже не знал, что у нас такой есть.
- А я что-то слышал.
Воспитатель: Ребята, это не просто лес, а лесопарк, который находится рядом с нашим посёлком Краснообск. Этому лесу уже больше 40 лет. На территории лесопарка произрастает более 70 видов деревьев и кустарников. Здесь можно встретить более 200 видов растений. Там растут березы, рябины, ели, пихты, сосны, лиственницы, липы, очень красивые кедры и др. Так же здесь растут разные виды кустарников. По наблюдениям последних лет в лесопарке встречается 6 видов птиц, занесенных в Красную Книгу НСО. На территории лесопарка моно встретить лисиц, находить лисьи норы. Можно встретить большое количество и других диких животных и птиц.
А придумал посадить такой лес один учёный, академик Ираклий Иванович Синягин (показ портрета).
(Дети внимательно слушают)
Воспитатель: Вы знаете, что означает слово лесопарк?
Дети: Лесопарк – это место, где растет много разнообразных деревьев, кустарников, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о лесе?
Дети: «Волков бояться, в лес не ходить».
Воспитатель: «Дальше в лес — больше дров», «Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает», «Кто лес любит и знает, тому он помогает»
Инструктор и воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
(Вспоминают правила поведения в лесу; знаки разрешающие и запрещающие данное поведение в лесу)
Пользуйтесь существующими дорожками!.
Не разводите костры!.
Не сжигайте сухую траву и листья!.
Не повреждайте кору деревьев!.
Не рвите цветы и дикорастущие растения!.
Не ловите насекомых и пресмыкающихся!.
Не уносите из леса детенышей животных и птенцов!.
Не оставляйте после себя мусор!
Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво!
А чем пахнет в осеннем лесу?
Дети: Пахнет опавшей листвой, лесом.
Воспитатель: Давайте, ребята, вдохнём осеннего лесного воздуха.
(Дыхательное упражнение)
Воспитатель: В нашем лесопарке много различных деревьев. Я сейчас я загадаю вам загадку, а вы скажите, о каком дереве в ней говорится.
(Рассказ ведется с использованием иллюстраций)
Воспитатель: «Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова».
Дети: Это береза
Воспитатель: Правильно молодцы! Следующая загадка.
По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
Дети: Елочка.
Воспитатель: Молодцы какие! А как вы думаете, чем отличается береза от елочки? Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?
Дети: Разные, у березы листья круглые с зубчиками. А у елки иголочки.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут березы?
Дети: Такой лес называют Березовой Рощей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес?
Дети: Потому что на деревьях растут листочки.
Инструктор: А теперь, ребятки, давайте отдохнем!
(Инструктор по физической культуре проводит игровую физкультминутку)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны деревья, лес?
Дети: Улучшают здоровье. Очищают воздух, выделяют кислород и насыщают полезными веществами. Там много грибов, ягод. Деревья создают тень, дают убежище птицам, животным.
Воспитатель: Теперь давайте поиграем.
«Найди дерево (его листик) по описанию»
Дидактическая задача:
найти предмет (листок) по описанию.
Игровое действие.
Угадывание растений по описанию.
Правило.
Искать дерево (листок) можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья (его листочки, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает воспитатель.
Воспитатель: Собранные листочки мы возьмем с собой, на занятии мы сделаем ковер из осенних листьев.
(Кладет листья в корзину. Затем инструктор проводит подвижную игру: «У ребят порядок строгий»)
Воспитатель: Посмотрите, сколько шишек на полянке (воспитатель разбрасывает шишки, если их нет на поляне) и сосновые и еловые, наверное, белка раскидала их. Давайте соберем шишки в корзинки, поможем белке.
Проводится игра «Кто больше шишек соберет». Дети делятся на две подгруппы. По сигналу «Раз, два, три – собери!» каждая подгруппа собирает шишки в свою корзину. Подсчитывается количество собранных шишек.
Воспитатель: Сколько много шишек мы собрали! Молодцы! На занятии по ручному труду они нам пригодятся?
Дети: Конечно, мы найдем им применение!
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята, мы хотим вам напомнить, что от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесопарке. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось, или они погибли.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Оно вам понравилось?
Дети: Конечно, мы узнали много интересного и полезного о лесопарке, полюбовались красотой осеннего леса, поиграли в веселые игры, взяли с собой дары осеннего леса!
Воспитатель: Какие растут деревья? Для чего они нужны? (дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Молодцы! Эти знания пригодятся нам в течение всей жизни. Нужно беречь и охранять природу нашего родного края.
Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.
(Дети под музыку пешком идут в детский сад, звучит песня «Этот мир» В. Буйницкого).