Власова Елена Леонидовна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с поморской избой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе
«Знакомство с поморской избой»
Вид образовательной деятельности: основы науки и естествознания.
Цель: Формировать представление о жизни, быте поморов, вызвать интерес к старинным русским традициям.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с поморской избой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, самовар)
активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;
обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками;
Воспитательные:
воспитывать любовь к северному краю, гордость за свою малую родину.
воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;
вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах.
Развивающие :
развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.
План с указанием тематических блоков и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части:
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть
Материалы и оборудование:
предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель
костюм хозяйки в русском стиле, валенки.
мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.
Вопросы и задания:
В каком городе мы живем?
Как называется наша область?
Как еще можно назвать нашу область? (Поморье)
Как называется дом у поморов?
Что такое «красный угол» в избе и где он находится?
Чем занимались люди в поморских деревнях?
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, открыток по данной тематике;
разъяснения значений поморских загадок и пословиц;
рассматривание предметов быта, мультимедийные презентации.
загадки.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей к себе. А вот и они…
(Дети входят в помещение, украшенное под русскую избу, под народную музыку их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки).
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Здравствуй гости дорогие! По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.
-Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
2. Основная часть.
Хозяйка:
Садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
- Жителей нашего края называли и зовут поморами.
Как вы думаете, почему именно такое название?
Поморы - это смелый и гордый народ. Работать любили, многое умели делать: рыбу ловили, охотились, разводили скот, умели суда строить. Поморки сети плели, хлеб пекли, ткали, одежду шили. Давным-давно на Руси поморы строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами.
- Из какого дерева строят избы? (ответы детей).
- И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил. В каждом доме была самая нарядная и красивая комната –горница. В ней было принято принимать гостей.
-Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
- Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
- В старинной русской горнице половину места занимала печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Теплая –то печка известно от чего – от дров. Их в топку закладывали, они жарко горели. Чтоб жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли). А угли помешать – кочерга была.
Физкультминутка «За дровами»
За дровами мы идём
Ходьба на месте
И пилу с собой несём
Правая рука за спину вверх
Вместе пилим мы бревно,
Имитация движения
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Имитация движения, рубка дров
Хозяюшка: Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. А загадки будут о предметах-помощниках, их у меня в избе очень много о них мы узнаем, когда отгадаем. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в моей избе.
1. В чем варили кашу, щи в русской печи? (чугунок)
- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
2. «Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
- Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
3. «Черный конь скачет в огонь?»
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
4. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар)
-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
5. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая». (ложка)
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
- Молодцы ребята. Хорошо у вас получалось играть на ложках.
Хозяюшка:
- Любили поморы чистоту. Грязнух не жаловали, да там таких и не было. Девицы-то все белянки, да белушки – чисто, начисто мылись, чистую одежду носили, в чистоте дом держали. Полы намоют, половик постелют.
- А как родится маленький в доме – радость. Все-то его лю-люшкают, а как маленький уснет, в люлечку его положат:
Лю-ли, лю-ли, люленьки
Прилетели гуленьки
Лю-лю,лю-лю, люю.
- А люльки были разные: у кого на полу стояла – качалка. Маленький-то ночью заплакать может, его покачать надо, вот и звали качалкой. А у кого люлька к потолку подвешена, так зыбкой называли – ее только тронь, она сразу и зыбать начинает: вверх, вниз, в стороны. Так малой -то с детства к качалке привыкает, потом рыбаком вырастает, ему и качка на море не страшна.
Хозяюшка: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Валенки».
(дети встают в круг, идут по кругу; один ребёнок берёт валенки идет по кругу в противоположную сторону. Дети говорят слова: «Соня на базар ходила, Соня Валенки купила, стали мы её просить, дай немножко поносить…» Соня: «Мне не жалко, поносите, поносите, но верните. – отдаёт по одному валенку детям, между которыми она остановилась. Дети надевают валенок на ногу и бегут за кругом навстречу друг другу, кто первым прибежал на место, берёт валенки и игра продолжается снова)
3. Заключительная часть.
Хозяюшка:
- Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях у меня? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи?
- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!
- Пора вам в детский сад возвращаться
До свиданья, в добрый час
Провожу сейчас я вас.
Методическая литература;
1. Сказки народов Севера
2. Сказки Степана Писахова
3. Феликс Григорьевич Лев. «У самого белого моря»