Наталья Грузинцева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки.
Задачи:
- учить выделять признаки осени в живой и неживой природе.
- учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
- побуждать сравнивать свои впечатления с содержанием стихотворений.
- способствовать формированию эстетических чувств.
- воспитывать интерес к творчеству и произведениям великих писателей об осени.
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Наступила осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Осень в лесу», портрет А. С. Пушкина, мячик.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре вместе с воспитателем.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас всех сегодня видеть!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Отгадывание загадки про осень.
Воспитатель:
- Сегодня я хочу с вами поговорить об очень красивом времени года. Отгадайте, о каком?
Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
- Правильно. Это осень. Сейчас наступил второй осенний месяц. Как он называется? (Октябрь)
- С приходом какого месяца начинается осень? (Сентября)
- Какие изменения происходят в природе в этот месяц? (Ответы детей)
- Более полно об изменениях в природе, которые происходят в сентябре месяце, мы узнаем из рассказа И. С. Соколова – Микитова «Осень в лесу». Проходите на свои места. Садитесь удобно. Я буду читать рассказ и показывать презентацию. Вы будете внимательно слушать, потому что потом я обязательно задам вопросы по содержанию.
3. Чтение воспитателем рассказа И. С. Соколова – Микитова «Осень в лесу» с показом презентации.
«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики,
зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.
На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли».
4. Беседа по содержанию.
Воспитатель:
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
- Какие птицы улетели первыми?
- Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
- В этом рассказе мы узнали о некоторых признаках осени. Перечислим их ещё раз. (Дети перечисляют).
- Запомните эти приметы.
5. Физкультминутка «Осень».
Разбросала осень листья,
(делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(шагают)
В букеты листья соберем.
(наклоны)
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)
На дорожку спрыгнул вниз.
(прыгают).
Воспитатель:
- С каких деревьев собрали мы с вами листочки в букет? (Дети называют)
6. Чтение детям стихотворений А. С. Пушкина об осени.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я вам прочитаю замечательные стихи А. С. Пушкина о самом ярком времени года, об осени. Послушайте, как великий русский поэт описывал его.
"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса".
- Красивые строчки. Скажите, по каким строчкам вы догадались, сто это стихотворение об осени? (Леса одеты в золото).
- Что это значит? (Листья на деревьях жёлтого цвета).
- Как вы понимаете слова: «Люблю я пышное природы увяданье»? (Ответы детей).
- Листья на деревьях, кустах поменяли свой цвет, стали жёлтыми, красными, бордовыми. Кажется, что деревья стоят в цвету, они зацвели, но нет, это не так. Это их увядание. Они порадуют нас изобилием цвета всего несколько дней и сбросят свой наряд. Деревья станут голыми. Такими красивыми строчками описывал поэт природу в октябре. Послушайте ещё одно стихотворение А. С. Пушкина о приходе осени. Постарайтесь услышать и запомнить приметы осени, которые описал автор.
"Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора".
- Какие приметы осени описал в этом стихотворении великий поэт? Перечислите их. (Дети перечисляют).
- Вы согласны с поэтом? (Ответы детей).
- Запомните эти приметы. Как называется последний месяц осени? (Ноябрь)
7. Чтение стихотворения детьми «Наступила осень…» А. Ерикеева.
Воспитатель:
- Наши ребята тоже выучили стихотворение о наступлении осени. Послушаем ребят.
"Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья,
Улетели птицы
В дальние края".
Воспитатель:
- О каких приметах осени говорится в этом стихотворении? О каком осеннем месяце говорится в этом стихотворении? (Об октябре).
- А какие вы ещё знаете приметы, отличительные особенности осени от других времён года?
(Листья на деревьях пожелтели. Часто идет дождь. На улице похолодало. Дни стали короче. Птицы улетают в теплые края. Дует холодный ветер. С деревьев падают листья, трава и цветы вянут. Люди одеваются теплее. Осенью собирают урожай. Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища. Животные меняют свою шубку на более тёплую, линяют. Дети собирают опавшие листья. Осень в цвете золотом. Осенью много овощей и фруктов.)
8. Игра с мячом «Приметы осени».
Воспитатель:
- Пришло время нам ребята с вами поиграть. Выходите на ковёр. Вставайте в кружок вокруг меня. Я буду бросать каждому из вас по очереди мячик. У кого окажется мяч, тот называет одну из примет осени и возвращает мяч мне назад. Старайтесь внимательно слушать друг друга, чтобы приметы не повторялись.
Проводится игра.
9. Рефлексия.
Воспитатель:
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какое название имеют осенние месяцы? Чьи стихи об осени вы сегодня слушали?