МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа)

Ульяна Ахматова
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.

Задачи: формировать представления детей о пещерах и водоемах родного края; развивать познавательный интерес и расширять представления об окружающем мире; воспитывать интерес к познанию родного края. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой.

Предварительная работа:

1) Рассматривание иллюстраций пещер и водоемов;

2) Чтение стихов, рассказов о природе.

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Пещеры и водоемы родного края“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Интерактивная доска, презентация «Река Сим и окрестные пещеры»

Ход:

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Этими словами я не только приветствую вас, но и желаю вам здравствовать, т. е. быть здоровыми.

Помните, как поется в мультфильме: «От улыбки станет всем светлей…». Давайте улыбнёмся друг другу, и тогда нам всем станет и светлей, и теплей, и веселей. Дети улыбаются друг другу, воспитателю.

- Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашему родному краю. Как называется наш край?

Ответы детей: Южный Урал.

Воспитатель: Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте – на Южном Урале. Как называется наш город?

Дети: Сим. 1 слайд.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе есть река. Кто знает, как она называется? 2 слайд.

Дети: Река называется Сим, так же как и наш город, в котором мы живем.

Воспитатель: Молодцы, все верно.

- Свое начало река Сим берет в Уральских горах на высоте 500 м над уровнем моря. Протекает по Челябинской области и республике Башкортостан. Впадает в реку Белая. Длина реки – 239 километров.

Первые свои километры река протекает по местности, богатой карстовыми воронками и пещерами. В долине реки, природа создала и представила фактически все формы карстового рельефа. Поэтому на берегах Сима встречается довольно много пещер.

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг, сейчас мы поиграем.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Правила: Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя водоемов.

Воспитатель: Молодцы, теперь занимайте свои места.

- Наш край можно с уверенностью назвать горной страной. 3 слайд.

- В горах Урала можно увидеть и даже побывать в пещерах. Они расположены у подножья скал, в отвесных скалах или на высоте. В этих пещерах древние люди находили приют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему люди жили в пещерах?

Дети: Пещеры защищали их от диких зверей, холода, дождя. 4 слайд.

- Правильно.

- Пещеры бывают разные : горизонтальные и вертикальные, коридорные и лабиринтные, протяжённые и не очень и т. д. Но, несмотря на отличия, все они проходят определённые циклы развития : рождаются, живут и гибнут, правда, их жизнь неизмеримо длиннее человеческой. Вода, насыщенная различными кислотами, в том числе наиболее важной — углекислотой, — попадает в трещины кастровых пород и начинает их медленное растворение. Воде помогает гравитация, под действием которой подточенные горные пласты рушатся и появляются всё более обширные пустоты. Так разрушительные действия воды и гравитации получают созидательное направление — образуются пещеры. 5 слайд.

- В нашем крае есть много пещер, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Ребята, посмотрите на экран.

Слайд 6. Киселевская пещера - памятник природы с 1985 года, расположенный в Ашинском районе Челябинской области.

Слайд 7. Майская пещера – в ней есть подземное озеро с "живой" водой, как уверяют местные жители. Рядом всегда стоит кружка чтобы любой путник мог утолить жажду.

Слайд 8. Сухая Атя - самая большая пещера в Челябинской области.

Слайд9. Серпиевский пещерный град : в его составе самые известные пещеры : Колокольная, Эссюмская и Игнатьевская.

Проводится физминутка.

«Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)

Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)

Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)

Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)

Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите по - больше узнать об одной из этих пещер?

Дети: ДА!

Воспитатель: Ну, тогда располагайтесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно.

Серпиевские пещеры - находка для спелеологов. По самым скромным подсчетам в окрестностях деревни находится около 200 пещер.

Река Сим за сотни тысяч лет образовала подземные переходы, вымыла в мягких осадочных породах запутанные лазы. В некоторых пещерах есть подземные озера глубиной до 200 метров.

Игнатьевская пещера. 10 слайд.

Челябинская область, Катав-Ивановский район, деревня Серпиевка. 11 слайд. Вдали от шумных городов горные вершины прячут староверскую деревню.

12 слайд. В середине 19 века в одной из Серпиевских пещер поселился старец Игнатий. Кем он был не известно. Одни легенды гласят, что он был царского рода, другие - что простой беглый каторжник. Но церковных книг у старца Игнатия было много и почитали его местные жители как святого. Приносили еду и свечи, каялись в грехах, спрашивали совета. Лишь изредка через узкий лаз покидал старец Игнатий сырую келью. Там на стене кельи был явлен ему образ Богоматери.

13 слайд. Чудесная нерукотворная икона стала утешением для подвижника, добровольно заточившего себя среди безмолвных камней. В честь этого старца и была названа пещера – Игнатьевской. Люди и сейчас приходят сюда как в храм.

14 слайд. Тайны Игнатьевской пещеры

- Пещера коридорного типа, с несколькими гротами. Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от ветров, текущих по долине. Вид из него открывается замечательный. Стоя в его глубине, чувствуешь себя, как в огромном кинозале, где вход играет роль экрана, на котором показывают, как течет жизнь: дождь, снег, не попадающие внутрь, пятна света и тени, бегущие по лесу, волны от ветра, и его мощный звук, прокатывающийся в тишине над долиной. Или зимняя сказка с инеем на ветвях. Или рев реки в паводок. Ты находишься в полутемном зале, и сеанс не кончится, и не включат свет, пока сам не повернешься и не уйдешь.

Игнатьевская пещера не раз посещалась археологами из самых разных стран. Но только в 1980 г. здесь было совершено сенсационное открытие: в одной из дальних частей указанного места были обнаружены рисунки древнего человека. 15 слайд. Они располагались на потолке и на стенах. С этого момента пещеры Челябинской области получили мировую известность. По мнению ученных, найденные рисунки были сделаны 14-16 тыс. лет назад. Наличие в ней стоянки первобытных людей и палеолитических рисунков ставит эту пещеру в разряд совершенно уникальных памятников нашей страны и мира.

Слайды 16-20. Здесь можно увидеть реалистические изображения мамонта, быка, носорога и других животных, а также загадочные геометрические символы. Но стоит отметить, что галереи с рисунками размещены в труднодоступных местах, далеких от дневного света. Современные ученые уверены, что в древности Игнатьевская пещера была местом проведения обрядовых действий.

Постоянная температура в Игнатьевской пещере равна +5 °С. Поток чистого воздуха в пещере довольно слабый. И, конечно же, здесь высокий уровень влажности. Как и другие пещеры России, это творение природы богато кальцитовыми образованиями, сталагмитами, сталактитами и кальцитовыми реками. Кроме того, здесь можно обнаружить настоящий пещерный жемчуг.

21 слайд. Игнатьевская пещера - это Чудо достойно того, чтобы о нем знали наши соотечественники, жители необъятной России и, возможно, однажды совершили незабываемое путешествие в пещеры Южного Урала.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Публикации по теме:

«Как можно обнаружить воздух?» Конспект занятия по познавательному развитию (подготовительная группа) Цель: освоение элементов опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей устанавливать простейшие закономерности,.

Конспект ННОД по познавательному развитию «Весна» (подготовительная группа) Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Весна. Март. Бумажный кораблик». Приоритетная.

Конспект занятия по ФЦКМ и познавательному развитию «Встречаем весну» (подготовительная к школе группа) Ведущая область – познание. Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - продолжать учить ориентироваться.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Где растут растения в нашей стране» подготовительная группа. Тема: «Где растения любят жить» Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир – мир растений. Особого.

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.

Конспект занятия по познавательному развитию «Многонациональное Оренбуржье». Подготовительная группаКонспект занятия по познавательному развитию «Многонациональное Оренбуржье». Подготовительная группа Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

Конспект занятия «Природа родного края» (подготовительная группа) Природа родного края Содержание: 1. Закрепить и расширить у детей представление о природе родного края. 2. Учить детей отвечать полными,.

ОД «Водоемы родного края» (старшая группа) ОД «Водоемы родного края» старшая группа Воспитатели: Лисицкая Р. В., Локк Г. С. Программное содержание: Образовательные: закреплять и уточнить.

Конспект ООД по познавательному развитию «Богатство недр Учалинского края» (подготовительная группа) Конспект ООД по познавательному развитию «Богатство недр Учалинского края» в подготовительной группе Воспитатель: Г. З. Калимуллина Цель:.

Знакомство с архитектурой и памятниками родного края (подготовительная к школе группа) Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о природных богатствах, достопримечательностях родного края; Любовь к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа)
Опубликовано: 15 мая 2016 в 11:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Ахматова (УИ 169954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД