Гульнур Калимуллина
Конспект ООД по познавательному развитию «Богатство недр Учалинского края» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по познавательному развитию
«Богатство недр Учалинского края»
Воспитатель: Г. З. Калимуллина
Цель: Систематизировать знания детей о полезных ископаемых (руда, медь, цинк, добываемых на Учалинском горно-обогатительном комбинате.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Богатство недр Учалинского края“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Закрепить названия профессий, используемых на шахте; расширять представления о труде шахтеров, о разных способах добычи руды (подземном и открытом, о механизмах, которые используются при добыче руды.
Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного края, чувство гордости за свою малую родину.
Учить работать сообща, проявлять творчество и мастерство в создании макета Учалинского карьера.
Воспитывать уважительное отношение к людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность.
Словарь: подземный рудник, Учалинский карьер, взрывник, буровик, погрузчик, буровая каретка, автосамосвал.
Индивидуальная работа: с Витей, Дашей, Андреем, Полиной - учить проявлять творчество в создании макета Учалинского карьера.
Методические приемы: рассматривание флага, чтение стихов, загадывание загадок, вопросы, рассматривание и называние машин, используемых в работе, беседа, «путешествие» по мини-музею, работа с макетом, сюрприз или момент-приход шахтера, дидактическая игра.
Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, рассматривание фотографий руды, беседа с детьми о работе шахтера, заучивание стихов, загадок.
Ход занятия.
- Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? Послушайте стихотворение В. Марковой «Учалы - мой городок»
Учалы - мой городок,
Тихий, чистый и прекрасный Старый дворник, сбившись с ног, Подметает не напрасно.
Любим мы свой городок,
Где берё зы шепчут тихо:
«Не всегда и мир жесток,
Хоть и в нем немало лиха». Завтра что преподнесёт
-Никогда ты и не знаешь.
Манит звёздный небосвод,
Ты познать его мечтаешь.
Здесь, в горняцком городке
Все, почти, друг друга знают, Строят жизнь не на песке
И тихонько напевают.
- А теперь, посмотрите вот сюда и скажите: «Что это такое?» (флаг и герб
- г. Учалы);
- Посмотрите внимательно на флаг и герб и объясните их символику;
- Ребята, мы с вами ходили в наш Краеведческий музей;
- Где мы побывали там? (в музее природы и шахты);
- А в нашем городе есть шахта?
- Где же находится у нас шахта? (на Учалинском горно-обогатительном комбинате);
- А теперь, давайте пройдем в наш мини-музей, и расскажем о том, что есть у нас в музее;
- Посмотрите внимательно на это фото и скажите: «Что на нем изображено?» (Драга);
- В каких целях используют драгу? (для добычи золота);
- Мы с вами сказали, что шахта находится на Учалинском горно-обога- тительном комбинате. Посмотрите внимательно и покажите фотографию с изображением макета горно-обогатительного комбината.
- Что еще находится на горно-обогатительном комбинате? (обогатительная фабрика, лаборатория, автотранспортное предприятие, подземный рудник, карьер);
- Что изображено на этой фотографии? (ствол скиповой шахты);
- А что добывают у нас на комбинате? (медь, цинк);
- Как называется главная профессия? (шахтёр);
Вспомните стихотворение Погребняка, посвященное этой трудной
профессии:
Шахтер - это роба, пропахшая потом,
Резина сапог, как готовность к потопам.
Рубашка, что с пылью нейтральной на «Ты»,
Метан и проходка, забои, пласты.
Шахтер - это верная дружба мужская,
Ладони в мозолях и боли в суставах.
Со временем - кашель сухой по утрам,
Шахтёр - это часто загадка врачам.
Шахтёр - это нежные женские руки,
И радость в любимых глазах и разлуки,
И дети, что спать не дают по ночам,
И внуки, и теплый семейный очаг.
- Да, ребята, шахтеры - люди трудной и почетной профессии;
- Кто еще трудится в шахтах? (электрослесари, проходчики, взрывники, буровики, водители, горные инженеры);
- Правильно. Очень много людей разных профессий, трудятся на нашем комбинате. Труд каждого специалиста важен и нужен;
- У кого из вас, родители работают на комбинате? Расскажите, немного, об их профессии, (ответы детей);
- А что шахтерам помогает в работе? (машины);
- У меня на столе лежат карточки с изображением разных машин, найдите и покажите карточки с изображением машин, работающих на шахте.
Игра «Машины-помощники».
- Ребята, вы знаете загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землей, давайте мы с вамп вспомним и догадаемся, о каких полезных ископаемых говорится в загадках.
И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из нее крепка.
(Глина)
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать.
(Песок)
Из него медали льют
И за подвиг и за труд.
И колечки, и серёжки,
Часики, браслеты, брошки.
(Золото)
По трубе к нам в дом спешит Голубым огнем горит.
(Природный газ)
Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
- Давайте мы пройдем к предметам-отгадкам, которые есть в нашем мини-музее, назовем еще раз их, но здесь лежат и другие полезные ископаемые которые тоже добывают в нашем районе. Назовите их.
(халькопирит, пирит, халькопирит желтый);
- Каким ещё способом добывают руду, кроме подземного? (открытым);
- Какие карьеры мы с вами ещё знаем и, что в них добывают? (Maнсуровское
месторождение-гранит; Мулдакаевское месторождение - яшма; Юлдашевский
карьер - известь).
Послушайте стихотворение, которое нам сейчас прочтет нам Равиль:
Горняцкий труд рифмуется с горой,
С могучей экскаваторной стрелой, С вагонами, дышащими углём,
С отвалами, с дымком и сединой, С БелАЗами, ревущими в пути,
С бульдозером, ровняющим поля, Чтоб вновь цветущею была земля.
- А теперь, давайте в амии отдохнем:
Руда в земле, глубоко залегает.
(2-3 приседания)
В шахтах его горняки добывают.
(поднимают руки вперед, разводят в стороны)
На смену в забой шахтерам пора
Медь и цинк поднимать на гора
(наклоны вправо-влево)
Шахтёры, шахтёры на смену идут
(маршируют на месте) Нелёгок, но очень почетен их труд.
(поднимают руки через стороны вверх)
- А теперь, послушайте стихотворение, которое прочтет нам Руслан
Да здравствуют наши шахтёры!
Отважный и дружный, народ. Добытчики меди и цинка Проходчики горных пород.
- Ребята, посмотрите внимательно на фотографию (показ Учалинского карьера);
Какой карьер изображен на этой фотографии? (Учалинский)
Почему он разного цвета? (потому что, среди пластов встречаются другие горные породы: глина, песок.)
Давайте сделаем для нашего мини-музея макет ( дети садятся за столы и приступают к работе: соединяют куски пластилина);
- Какой замечательный макет карьера мы с вами сделали, а почему? (трудились
дружно, сообща, знание горных пород помогло сделать макет карьера).
- А оценит наш макет гость, который работает на Учалинском горно – обогатительном комбинате - на шахте. Это папа Руслана - Ришат Равилович (он благодарит детей за их знания и труд и преподносит угощение).