Елена Стальмахович
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Где растут растения в нашей стране» подготовительная группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Где растения любят жить»
Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир – мир растений. Особого отношения людей к растениям, к осознанию ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь). Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития в разных условиях.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему: „Где растут растения в нашей стране“ подготовительная группа,» размещена в разделах
Формировать представление о многообразовании растений; о влиянии среды обитания на их внешнее строение.
Расширить представление о растительном мире пустыни, родного края.
Продолжать учить сравнивать растения, устанавливать причинно-следственные связи в процессе ухода за растениями : определять потребность растений в свете, влаге, ориентируясь на происхождение растений (их родину); продолжать учить сравнивать, выделять признаки, классифицировать; развивать познавательные интересы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение и активизация словаря: растительный мир, дикорастущие, культурные, верблюжья колючка, кактус, влаголюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые.
Предшествующая работа: чтение произведений о пустыне, о родном крае, рассматривание иллюстраций, оформление д/тр по естественно-научным представлениям, экспериментальная работа с комнатными растениями, работа с картой, глобусом.
М-л к занятию : карта, подбор картинок по пустыне, родному краю, д/н «Посели растения»
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир природы. А что такое природа?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, все что окружает нас и не сделано руками человека – это природа.
Зачем нам нужна природа?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, природа нас кормит, одевает, дает все необходимое для жизни. Но природа - и это, пожалуй. Самое главное – дарит человеку радость. Любуясь ее красотой мы становимся лучше, добрее.
Стих:
Женя С. Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлова)
Воспитатель: Природа нуждается в нашей защите?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, надо беречь все, что есть на земле, надо жить в дружбе с природой. А чтобы знать, как беречь природу, нужно ее изучать.
И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир растений.
Растения – это целое царство – государство. Ребята, посмотрите внимательно на карту, скажите, каким цветом показана растительность на карте?
Дети: Зеленым цветом.
Воспитатель: Много ли растений?
Дети: Да
Воспитатель: (показывает указкой) Вот сколько много растений. Указкой обозначаю Север.
Воспитатель: Почему здесь нет зеленого цвета?
(воспитатель показывает на карте пустыню)
Воспитатель: Я покажу на карте место, где мы живем (Юрты). Есть ли у нас растения?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно. Мы живем в растительном царстве. (переход к панно, обращаю внимание детей на панно с картинками дикорастущих растений нашего края)
Воспитатель: Какие растения вы видите.
Дети: Деревья, цветы, ягоды, грибы.
Воспитатель: Нравятся ли вам эти растения?
Дети: Да, нравятся.
Воспитатель: Кто же посадил и вырастил эти растения?
Дети: эти растения выросли сами.
Воспитатель: (обобщает) Да ребята, эти растения выросли сами на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений (не сажает, не ухаживает за ними)
Как называются такие растения?
Дети: Дикорастущие.
(вывешиваю картинки с культурными растениями)
Воспитатель: Вспомните, где вы встречались с такими растениями?
Дети: Выращиваем на огороде и в саду, встречаем на клумбе.
Воспитатель: Эти растения выросли и могут жить только при уходе человека. Почему?
Дети: Поливаем, подкармливаем, рыхлим.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем людям нужны растения?
Дети: Они играют огромную роль в жизни человека, мы не можем жить без их красоты, они кормят человека, лечат, очищают воздух.
Воспитатель: Какие растения помогают человеку, лечат?
Дети: Комнатные, лекарственные (аптечная ромашка, подорожник и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему у нас много растений?
Дети: Тепло, идут дожди.
Воспитатель: Да, наши растения приспособились к климату нашего каря. У нас есть зима (растения в это время спят, а весной снег тает, влага поступает в почву и растения начинают расти.
Воспитатель: А почему у нас не растет виноград?
Дети: Он растет в теплых краях, а у нас он замерзнет.
Физическая минутка: «Бабочки»
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(дети легко бегают по группе, делают плавные взмахи руками)
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
II А сейчас, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие. Посмотрите все на карту. С нашей России мы полетим на самолете в Африку. (Показываю указкой на карте путь через океан) Где мы оказались?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Как вы догадались, что это пустыня?
Дети: Окрашена в оранжевый цвет
Воспитатель: Есть ли зеленый цвет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хоть пустыня и не окрашена в зеленый цвет, но там тоже растут растения. (Обращаю внимание детей на панно)
Воспитатель: Какое одно из самых цветных растений пустыни?
Дети: Верблюжья колючка?
(ребята рассказывает об этом растении)
Воспитатель: Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Вместо листьев у нее колючки, чтобы не испарялась влага, поэтому ей требуется мало воды. Она действительно колючая, но, не смотря на это, ее охотно поедают верблюды. Поэтому она так и называется
Воспитатель: Какие еще растения растут в пустыне?
Дети: Кактусы.
Воспитатель: Ребята, а почему кактусы растут в пустыне?
Дети: У кактусов очень длинные корни, они вытягивают влагу. У кактусов толстый стебель, нет листьев, вместо листьев колючки. В кактусах содержится много воды.
Воспитатель: А как называется это растение?
Дети: Это колосняк (песчаный овес). Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. У колосняка нет листьев, а есть толстые стебли.
Воспитатель: Эти растения пустыни – дикорастущие.
Люди с давних пор осваивают пустыни. Построив каналы, люди подели во многие районы воду. На орошаемых землях появились сады, поля, виноградники. А значит, кроме дикорастущих растений появились культурные.
В пустыне очень жаркое, засушливое лето, дожди идут редко. Поэтому нет влаги, но не смотря на это, растения пустыни приспособились к этим условиям. А если перенести туда растения нашей местности, смогут ли они там расти?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Что с ними может произойти?
Обобщение: У растений нашего края, корни не смогут добывать себе влагу. Пустыни сухие и бесплодные регионы Земли. Наши растения там могут погибнуть, т. к. там очень жарко.
III Воспитатель находит письмо, обращает на него внимание детей. Читает: «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится в этой группе, радовать вас своими листьями, цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью – узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшим друзьями».
«Комнатные растения»
Воспитатель: Поможем нашим растениям?
Дети: Да
(Работа за столами с карточками, размещают растения, определяя потребность в цвете, во влаге. Объясняют, почему они делают так. Куда нужно разместить фикус)
Дети: Туда, где для полива нужно много воды.
Воспитатель: Верно, это растение влаголюбивое. А куда поместим кактус?
Дети: Это растение засухоустойчивое, но светолюбивое, значит туда, где мало воды, но много света.
Воспитатель: задает провоцирующий вопрос. Правильно ли я поселила колеус (где мало света и мало воды)
Дети: Нет, не правильно. Колеус – влаголюбивое и светолюбивое растение. (помогают воспитателю правильно поместить растение)
Воспитель: Молодцы ребята. Вы очень помогли растениям, знаете, как правильно ухаживать за ними. Я думаю. Что растения останутся довольны вами. Наше путешествие подошло к концу