Марьям Максутова
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники — органы чувств» в группе детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе от 5 до 6 лет
Цели:
1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира.
2. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Наши умные помощники — органы чувств“ в группе детей от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
3. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими
добрыми помощниками.
Задачи:
1. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия.
2. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
3. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
4. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.).
5. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (“сладкий”, “горький”, “кислый”, “соленый”, «вкусный» и т. д., работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.
Ход занятия
Дети входят в группу. Ребята, посмотрите к нам пришли сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.
Ребята, сегодня на детский сад пришло письмо веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. Дети веселые человечки просят помочь им снова научиться пользоваться органами чувств. Воспитатель предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах.
Проводится игра “Подбери ключ к замку”.
Дети открывают дверь. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано: СОС! Воспитатель спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми. Если нет, то почему? Дети разбираются в мимике человечков. Затем воспитатель обращает внимание на слово “СОС!” Спрашивает детей о том, что это за сигнал, в каких случаях люди им пользуются. Дети отвечают.
Воспитатель просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают. После перечисления (рот, нос, глаза, уши, кожа) воспитатель загадывает детям загадки об органах чувств :
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
Воспитатель с детьми начинает путешествие по городу.
Первая остановка у дома художника.
Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением художника, спрашивает у детей о профессии этого человечка, как они об этом догадались, обращает внимание на его настроение. Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Воспитатель предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.
Проводится игра “Что художник нарисовал неправильно?”
После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Ребята а вы знаете правила по охране зрения?
Дети перечисляют правила:
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Предлагает одному из детей прикрепить на фланелеграфе опорную картинку “Глаза”.
Воспитатель и дети продолжают путешествие по городу.
Вторая остановка у дома девочки –садовода.
Воспитатель предлагает детям определить чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?” (Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)
Проводится игра “Узнай по запаху”.
После выполнения задания воспитатель совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос. Правильно, ребята, благодаря носу мы дышим, и чувствуем разные запахи.
Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”. Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “Нос”.
Продолжаем путешествие по городу.
Третья остановка у дома эколога
Дети определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Воспитатель говорит: “Эколог разучился слышать и совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?” (Уши). Давайте поможем экологу распознать звуки природы.
Проводится игра “Что услышал?”
Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. ( Слушание звуков: журчание ручейка, музыка, звуки птиц и т. д.) Ребята, какие звуки вы услышали (ответы детей). После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны уши. Правильно, ребята, уши помогают нам слышать разные звуки.
А ещё наши уши любят когда им делают массаж.
Массаж:
Мы ладошки разотрём
Смело ушки мы возьмём
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разотрём.
Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Уши”.
Продолжаем путешествие по городу.
Четвертая остановка у дома повара
Дети определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Воспитатель говорит: “Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду (Попробовать) Какой орган чувств есть для этого у человека? (Рот) Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)
Проводится игра “Узнай на вкус”.
После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего человеку нужен рот. Правильно, ребята, рот человеку нужен для того чтобы разговаривать и пробовать на вкус разную пищу.
Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Рот”.
Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”
Воспитатель предлагает детям определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Воспитатель предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. Дети говорят: с помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д.). Кожа выполняет защитную функцию организма. Предлагается детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.
Проводится игра “Чудесный мешочек”.
После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего человеку нужна кожа. Правильно, ребята, кожа человеку нужна для того чтобы различать на ощупь разные предметы.
Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Кожа”.
В заключение воспитатель предлагает детям вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека, используя опорные картинки на фланелеграфе.
Какие вы молодцы!
Вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф. Там изображены лица человечков – веселые, улыбающиеся. Дети рассказывают о настроении человечков. Веселые человечки говорят детям “СПАСИБО”!
Вам понравилось путешествие?
Если вам понравилось наше путешествие к веселым человечкам улыбнитесь и похлопайте в ладоши. И на прощание скажем всем до свидания. (Дети прощаются и выходят.)