Наталья Жихарева
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, рационе их питания;
Закреплять умение детей классифицировать птиц по признаку «зимующие птицы – перелетные птицы»;
Активизировать в речи названия птиц, кормушка, корм, зима;
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности, логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Наши пернатые друзья — зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудное для них время.
Предварительная работа: разучивание игры «Разноцветные синички»; рассматривание картинок с птицами, плаката «Зимующие и перелетные птицы»; наблюдение за птицами на прогулке.
Оборудование: колокольчик, письмо, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, карточки с изображением корма для птиц, модули птиц, маска кота для игры, кормушка, мучной клейстер, картонные втулки или картонные фигурки, мольберт, презентация «Наши пернатые друзья - зимующие птицы».
Игра на внимание:
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок. (Звенит колокольчик, дети собираются возле воспитателя)
Встанем мы в кружочек дружно.
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Сюрпризный момент: письмо от птиц
«Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы - воробьи, синицы, вороны, сороки - остались с вами в городе. Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз нам очень трудно добывать корм. Зимой нам не холодно, но мы можем погибнуть, если будем голодными. Помогите нам выжить!»
- От кого мы получили письмо?
- О чем нас просят птицы?
- Ребята, скажите мне, должны ли мы с вами помогать зимующим птицам, и что мы можем сделать для них. (Ответы детей).
- Как, ребята, называются птицы, которые остались с нами зимовать? (Зимующие)
-Правильно, зимующие.
- А кто такие перелётные птицы? (Это те птицы, которые улетели от нас осенью в тёплые края).
Игра «Зимующие и перелетные птицы».
- Давайте проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.
Я предлагаю выбрать вам картинку с изображением птицы, и пока колокольчик звенит, вы, будете изображать, как птички чистят перышки, летаю, клюют зернышки. Но как только колокольчик перестает звенеть, вы должны расположить на мольберте зимующих птиц - в круг с кормушкой, а перелетных птиц – в круг с летающими птицами.
- Молодцы! Правильно распределили птиц. Садитесь на стульчики.
- Посмотрите, а у меня есть кормушка. Давайте узнаем, кто сейчас на нее прилетит. Слушайте первую загадку.
Игровая ситуация «Птичья кормушка».
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощение,
Просо, зёрнышки, печенье.
Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это?. (Воробей) (Презентация слайд № 2 фото воробья и аудиозапись голоса воробья)
- Посмотрите, ребята, воробей – маленький, быстрый, шустрый, серенький. Питается воробей семенами, хлебными крошками, крупой, живёт в парках и скверах.
- Послушайте, как чирикает воробей.
-Никита, на столе лежат карточки с изображением птиц. Найди воробья и посади его на кормушку.
- Я сейчас угощу воробья семечками и хлебными крошками. (Беру со стола карточки с изображением семечек и хлебных крошек и кладу их в кормушку)
- Кто к нам прилетел на кормушку? (Воробей)
- Чем я угостила воробья? (Семечками и хлебными крошками)
- А вот еще одна красивая птичка собирается к нам прилететь на кормушку. Слушайте загадку. (Слайд № 3 фото снегиря и аудиозапись голоса)
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя
– Любим птичку (Снегиря)
- Алена, найди снегиря и посади его на кормушку.
Снегирь - красивая птица, перья у него разных цветов. Грудка красная, верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая.
- А вы знаете, чем питаются снегири? (Ответы детей)
Снегири питаются семенами различных трав, деревьев и кустарников, зернышками рябины. Послушайте, как снегирь свистит.
- Катя, чем ты накормишь снегиря? Подходи к столу и выбирай корм для снегиря. (Катя выбирает карточку и говорит: «Я накормлю снегиря ягодами рябины»)
- Слушайте загадку про следующую птичку. (Слайд № 4 фото синицы и аудиозапись голоса)
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её? (Синица)
- Кто найдет синичку и посадит ее на кормушку?
Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки.
- Ваня, подходи к столу и выбирай корм для синички. (Ваня выбирает карточку и говорит: «Я угощу синицу салом и хлебными крошками»). Послушайте, как синица тенькает.
- Ребята, а синичка хочет с вами поиграть. Выходите, вставайте в круг. Нужно вам три раза хлопнуть, а потом три раза топнуть. Вокруг себя вы повернитесь, и в синичек превратитесь, а Максим превратился в котенка. (Дети выполняют движение согласно тексту).
Игра «Разноцветные синички».
(Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке).
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат.
Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»).
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
( Ребенок в маске кота кричит: «Мяу!» и догоняет детей, дети убегают от кота на стульчики»)
- Молодцы, поиграли. А теперь вам нужно три раза хлопнуть, а потом три раза топнуть. Вокруг себя вы повернитесь, и в детишек превратитесь (дети выполняют движение согласно тексту).
- Назовите, какие птички уже прилетели к нам на кормушку? (Снегирь, воробей, синичка).
- Ребята, но вместе с этими птичками, зимуют в нашем городе и другие птицы и им тоже нужна наша помощь. Это ворона, сорока, голубь, свиристель. С ними мы попозже познакомимся. Давайте на них посмотрим и послушаем их голоса.
(Слайд №5 - №8 фото птицы и аудиозапись голоса)
-Эти птицы питаются семенами, ягодами, хлебными крошками, остатками пищи.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на обед. Всех этих птиц мы накормили, но еще много птиц осталось на улице. Предлагаю вам смастерить для них кормушки.
Изготовление эко-кормушек.
- Кормушки мы будем делать из картонных втулок и разнообразного корма для птиц. Для этого чтобы сделать такую кормушку, картонную втулку нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различным кормом для птиц. Слой должен быть достаточно густой, чтобы корм немного утопал в нем.
Пальчиковая игра «Мы кормушку смастерили»
Мы кормушку смастерили,
(Удары кулачками друг о друга сверху)
Мы столовую открыли…
(Раскрыть ладошки)
В гости в первый день недели (Поочередно загибать пальцы на обеих руках, к нам синицы прилетели, начиная с мизинцев)
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
(Хлопки в ладоши, удары кулачками)
Самостоятельная работа. (Дети делают кормушки, воспитатель по необходимости помогает)
- Молодцы, ребята, вы сделали много кормушек, а значит, помогли птицам.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
«Спасибо, Вам великое!»
Когда наши кормушки подсохнут, мы развешаем их на территории нашего детского сада и понаблюдаем, какие птицы прилетят на наши кормушки.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Кто нас попросил о помощи?
- Смогли мы помочь птичкам?
- Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили?