Надежда Маньчева
Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжить знакомить детей со свойствами воды. Упражнять детей через экспериментирование определять свойства воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: глобус, капелька, емкость с водой на каждого ребенка, иллюстрации воды в разных состояниях, карточки – схемы движений.
Предварительная работа: беседы о воде, наблюдения за водой в режимные моменты и на прогулках, чтение рассказов и стихов, разучивание песен о воде.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Вода и ее превращения“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с ними. Давайте подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок всем будет радостно и весело, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Воспитатель: Ребята, скажите, без чего не будет жизни на земле?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно без воды, внимательно посмотрите на глобус. Какого цвета больше на глобусе?
Ответы детей.
Воспитатель: Большую часть земного шара составляет вода. Это реки и озера, моря и океаны, родники, ручейки. Вода есть и в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стеклах – это тоже вода! Без воды не могут жить люди, животные и растения. А вы знаете, зачем нужна вода?
Ответы детей. (пить, умываться, купаться, поливать растения).
Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде.
Ключевая вода
Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.
Динамическая пауза: показываю детям схематичные картинки с движениями, они повторяют.
Воспитатель: Какими же свойствами обладает вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода – жидкость, ее можно наливать в стакан, в чашку, в кувшин, и она займет предоставленный объем. Дети наливают воду в стакан.
Воспитатель: Есть ли у воды цвет? А запах?
Дети внимательно рассматривают воду, нюхают.
Ответы детей.
Воспитатель: вода прозрачная, бесцветная, у нее нет запаха. Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, темными ветвями. А на следующее утро все преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, резко похолодало. Как вы думаете, что могло произойти с лужами, как изменилось состояние воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, лужи замерзли. Снег и лед это тоже вода, только в твердом состоянии. Значит вода, может быть не только жидкой, но и иметь твердое состояние. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаются в снежинки, падают на землю. Вы помните, как выглядит снежинка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Она легкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки! В морозные дни – снежинки сверкающие, слоистые, иногда похожие на мелкие крупинки. А когда температура воздуха приближается к нулю и ниже нуля, снежинки слипаются – становятся крупными, словно белоснежный птичий пух. Снег в такие дни делается мягким и липким. Из него можно слепить снеговика или забавных лесных зверушек. Во время оттепели на оконных стеклах образуется тончайший слой воды, а если ночью прихватит морозец, то эта вода превратится в кружевные причудливые узоры. И пальмовые ветви, и лепестки цветов, и птичьи перья рисует на стеклах Дедушка Мороз. После оттепели вода, которая покрывает
ветви деревьев и кустарников, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.
Иней
Все вокруг укутал иней,
В заячий тулуп.
Провода электролиний,
Крыши, дым из труб
Опушил пеньки лесные,
На сосне – иголки,
И набросил ледяные
Кружева на елки.
Ягодам рябины алой
Подарил косынки,
Гроздь рябины засверкала
Разноцветной льдинкой.
Воспитатель: Вода в природе может находиться в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. Вода постепенно испаряется с поверхностей морей, рек, озер, прудов. В воздухе всегда есть невидимый водяной пар. Днем влага испаряется с поверхности зеленых листьев и трав. Ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под утро. Тогда часть влаги, находящаяся в виде водяного пара в воздухе, выпадает прозрачными капельками росы. При нагревании вода быстро испаряется, пар поднимается наверх. Соприкасаясь с холодным воздухом, он снова превращается в капельки воды и выпадает на землю в виде дождя. Тучи и облака, плывущие высоко над землей, - состоят из капелек воды или льдинок. Осенью над речными лугами и низинами стелются серебристо-белые туманы. Они тоже состоят из мелких капелек воды. Ребята, а где еще можно увидеть пар.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, когда кипит вода в чайнике.
Игра «Покажи и расскажи»
(дети показывают иллюстрации и объясняют, почему они думают, что это вода. На картинке изображен каток. Каток – это лед. Лед – это замерзшая вода).
Игра «Четвертый лишний»
(Снежинка, лед, капля, сосулька (капля лишняя, потому что она жидкая, все остальное твердое состояние воды; ручей, песок, река, море. (песок, все остальное водоемы).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите мне, пожалуйста: На земле много воды. Ее хватит всем!
Ответы детей.
Воспитатель: Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое: засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому на фабриках и заводах строят специальные сооружения от вредных веществ, где вода, проходя через фильтры, очищается от вредных веществ, и только потом попадает в реку или озеро. Скажите, а вы знаете, как можно сохранить воду чистой.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот некоторые правила как можно сохранить воду чистой.
- Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
- Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
- Не расходуйте воду зря. Помните, что расходы воды на Земле ограничены!
И если мы будем соблюдать эти правила. Наша земля останется такой же голубой.
Итог занятия.
Воспитатель: Вы сегодня многое узнали про воду и ее превращения. Какие три состояния воды вы знаете? Как сберечь чистую воду? Вы сегодня все молодцы.