Кристина Солодянкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
Непосредственно – образовательная деятельность
МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька»
воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,
Южанина Любовь Васильевна
Солодянкина Кристина Дмитриевна
Экспериментально- исследовательская деятельность детей.
Тема: «Вулкан»
Цель: расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
упражнять детей в чтении схем-моделей.
Развивающие :
стимулировать желание детей экспериментировать;
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
пополнять словарь детей: твёрдый, пористый, вулкан, лава, кратер, магма.
Воспитательные:
способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Оборудование: коробка, гелиевые шар, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями, свеча, спички, пронумерованные стаканы, сода, уксус, краситель, средство для мытья посуды, таз с водой, пемза, лупы
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий; просмотр видео; разгадывание загадок; Беседы: «Правила безопасности при проведении опыта», «Из чего люди строят дома», «Как возникают горы и острова»;
Чтение «Мифы»; раскраски, трафареты.
Ожидаемый результат:
дети имеют представление о происхождении и строении вулканов;
у детей сформированы представления о природном явлении – извержении вулкана;
дети умеют правильно обращаться с химическими веществами (уксусом);
дети читают схемы-модели.
у детей присутствует желание экспериментировать и эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
у детей присутствуют следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
дети умеют слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
у детей наблюдается устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, они активны в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
словарь детей пополнен словами: твёрдый, пористый, вулкан, лава, кратер, магма, пемза.
Содержание образовательной деятельности
Части
занятия Образовательная
область Методы
и приемы организации
НОД
Деятельность педагога
(краткое содержание)
Деятельность
детей
Мотивационно – стимулирующая РР
СКР
Л. В. Ребята я решила отправиться путешествовать на полуостров Камчатка. Только я даже не представляю, как туда добраться.
Л. В. Интересно, сколько продлиться мое путешествие, если я выберу эти виды транспорта
Л. В. Интересная идея, только я хочу лучше рассмотреть полуостров Камчатка, боюсь, что с самолета я ничего не увижу. Смотрите, коробка, а раньше ее не было в нашей группе, наверное, там подсказка, давайте посмотрим. Ой, шарик! Как вы думаете, на каком транспорте мне предлагается отправиться? А давайте полетим вместе, только из чего же нам сделать воздушный шар?
К. Д. У нас есть канат, мы из него сделаем корзину воздушного шара и отправимся путешествовать. Согласны? Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь.
К. Д. Пока мы летим на воздушном шаре, давайте подробнее узнаем о полуострове Камчатка. Дети заходят в группу с К. Д., им навстречу выходит Л. В.
Д. На лошади, автомобиле.
Д. Очень долго. Можно полететь на самолете
Д. На воздушном шаре
Д. Да.
Совместно с педагогами строят круг и садятся внутрь круга.
Слайд 2. А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.
Слайд 3. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Давайте скажем вместе это слово. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.
Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.
Слайд 5. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 6. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.
Слайд 7. Твердая порода называется пемза.
Слайд 8. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Слайд 9,10,11 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 12. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
Л. В. Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А это что перед нами? Чтобы добраться до нашей цели нужно по ней пройти. На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какое геометрическое тело он похож? (конус).Кажется, вулкан хочет проснуться, давайте мы его разбудим.
Прежде, чем войти в лабораторию, необходимо вспомнить правила безопасности (проговариваем вместе с детьми, надеть защитную одежду. Подойдите и наденьте фартуки, перчатки. Кто готов, подойдите к большому макету.
Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
К. Д. На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Вначале педагог объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
А сейчас подойдите к своему «макету». Я ваш руководитель, поэтому вы слушаете мои указания.
*возьмите стаканчик №1, всыпьте содержимое в «вулкан».
*возьмите стаканчик №2, всыпьте содержимое в «вулкан». Отойдите на три шага назад.
* А из стаканчика № 3 вылить содержимое помогут вам взрослые.
Получилось ли у нас извержение вулкана?
В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Л. В. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.
Ребята! Внизу под вулканом мы видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Возьмите пемзу и подойдите к столу с лупами. Возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.
Какая она? Сравните с камушками на столе.
Отличаются ли они по весу? Что легче перенести, перевести? Погладьте: какие они на ощупь?
А теперь попробуем опустить простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло с простыми камня. Как вы думаете, почему не утонула пемза? (ответы детей). Правильно, потому, что в пемзе много пузырьков, и они наполнены воздухом. Рефлексивная: Наша работа в лаборатории закончена, можно снять защитную одежду.
Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по замечательному полуострову Камчатка, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).
Сюрпризный момент.
Л. В. Ребята, нам очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о путешествии мы хотим вам подарить по маленькому сладкому вулкану. Снимают фартуки и перчатки, протирают руки влажными салфетками.
Видео: https://www.youtube.com/embed/8n-4mxjYcEA