Получи документы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сила трения: враг или помощник? Колесо»

Юлия Ломакина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сила трения: враг или помощник? Колесо»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности.

Тема: Великие изобретения. Сила трения : враг или помощник? Колесо.

Цель: дать начальные представления о силе трения.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Сила трения: враг или помощник? Колесо“» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей с силой трения, познакомить с использованием силы трения и ее преодолением человеком, знакомство с изобретением колеса, опытным путем вместе выяснить, что у колеса меньше трения, как оно своим появлением облегчило труд людей.

Воспитатель: Наше занятие мы начнем с выяснения, что же такое ТРЕНИЕ и зачем оно нужно. Или оно только мешает?

Я хочу предложить вам покатать машинки по ковру и по столу. Что имеет более гладкую поверхность стол или ковер? (Ответы детей)

Да, стол более гладкий. А в каком случае трение больше (вы почувствовали большее сопротивление при качении машинки) и почему? Все убедились, что по столу машине ехать легче, чем по ковру? (Ответы детей)

А теперь попробуем перетянуть палку друг у друга, представьте, что это такой импровизированный канат. Сначала мы это сделаем сухими руками, а затем мокрыми.

Если кто-то и сомневался в важности трения, то мы его взяли и убрали! Намазали руки мылом. И что же произошло? Канат стало невозможно удержать. Если попробовать удержать в сухих и в намыленных руках гладкую бутылку с водой, то произойдет то же самое, из намыленных рук она выскользнет. А теперь давайте вымоем руки, и трение вернется, теперь мы его увеличим! Так в жизни человек использует резиновые покрышки для колес, чтобы улучшить сцепление с дорогой автомобиля, а смазку или машинное масло (у нас смазкой служило мыло, наоборот, для уменьшения трения между вращающимися металлическими деталями, чтобы уменьшить стирание и износ деталей. А на обуви есть поверхность, которая по свойствам похожа на покрышки колес? (Ответы детей) Правильно! Конечно, это подошва. Чтобы человек не падал, не скользил, подошву у обуви часто изготавливают из резины, каучука или полиуретана.

Так значит, трение все-таки нужная вещь. Давайте вспомним мультфильм про фиксиков «Сила трения». Просмотр мультфильма.

Теперь мы поняли, что без трения вообще никуда. Мы даже не могли бы ходить, а только падали бы сразу.

Сейчас мы проведем с вами очень интересный опыт из телепередачи «Галлилео». Насыплем в маленькую бутылочку рис и утрясем его. Потом воткнем палочку для суши, еще утрясем. А теперь потянем за палочку. Смотрите, бутылочка поднимается вместе с ней! Волшебство? Что удерживает палочку в бутылочке с рисом? (Ответы детей) Правильно, сила трения.

Мы утрясли рис так, что рисинки очень плотно легли в бутылочке, обхватив палочку. Трение, в данном случае, стало больше силы тяжести. Палочку и просто выдернуть из бутылки становится непросто.

Ну а теперь перейдем к механизмам. Трение ведь для них очень важно. Важно, чтобы оно было, но и чтобы не очень большое. Для этого в них используется смазка.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения под песню из мультфильма про фиксиков «Дрыц-тыц, помогатор

Воспитатель: - Дети, посмотрите на картинки. Скажите, какой мешок с картошкой будет легче переместить ослику? (Мешок лежит на земле, на тележке с квадратными колесами и на тележке с круглыми колесами)

Дети: - Ослику легче переместить мешок с картошкой, который лежит на тележке с круглыми колесами.

Воспитатель: - А где возникает сила трения? Обратите внимание, из каких деталей состоит тележка?

Дети: - Из колес.

Воспитатель: - А как человек изобрел колесо?

Физкультминутка.

Инсценировка стихотворения «Колесо» Кистановой А. В.

(двое мальчиков читают заранее выученное стихотворение)

У нас лежало на пути

Огромное бревно.

Его никак не обойти,

Поднять же - тяжело.

Его пытались мы тянуть,

И выбились из сил.

Тут я решил его толкнуть,

А Ваня - покатил.

Пошла дорожка под уклон,

Катилося бревно…

Вот так наверно человек

Придумал колесо!

Воспитатель: - Тележка состоит из колес. А сколько колес у тележки?

Дети: - Четыре колеса.

Воспитатель: - А еще из чего? (При затруднении воспитатель подсказывает) Тележка состоит из четырех колес, корпуса тележки и двух осей, на которых располагаются колеса. Сила трения возникает в месте соприкосновения поверхностей. Она возникает в точке соприкосновения колеса с землей, в местах соединения осей с корпусом тележки. Человек изобрел колесо, чтобы максимально уменьшить силу трения с землей. Но на бездорожье колесо начинает буксовать, и тогда используют (как у трактора или у танка) гусеничные колеса. Для уменьшения трения оси и корпуса используют смазку, а еще подшипники.

Командная игра-эстафета «Перенеси и перевези»

Воспитатель: - Предлагаю устроить соревнование «Перенеси и перевези». Для этого, попрошу вас, построится в две колонны, причем в колоннах встать через одного: девочка, мальчик и так далее.

(Мальчики будут тянуть по полу мешки с кубиками, а девочки перевозить их на игрушечных грузовиках по ковру и возвращаться назад, передавая следующим за ними по команде)

Воспитатель: - Как вы думаете, кому было легче? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: - Конечно, тяжелее было мальчикам, им мешало трение.

Итог занятия.

Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомились с силой трения. Узнали, как ее использует и преодолевает человек. Узнали о великом изобретении человечества - об изобретении колеса. Чтобы почувствовать силу трения провели ряд экспериментов и даже эстафету. Вам понравилось наше занятие? (Да) Тогда до встречи на следующем занятии по познавательно- исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Впечатления о лете» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Впечатления о лете» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Счет до 8, цифра и число 8» Счет до 8, цифра и число 8 Задачи: • тренировать способность детей к сравнению групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Интеграция: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды деятельности:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Снежок» Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности «Снежок» Цель: Дать представление о свойствах снега (тает в руках, холодный,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы». Цель: дать представление о грибах и ягодах,.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе Тема: Перелетные птицы. Цель: Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; правильно.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по изучению ПДД в старшей группе Оборудование: карта-схема (маршрут города), фишки –«мышки»,макет светофора, перекрестка, машины, пешеходный переход, 2 шнура, 3 сигнальные.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Задачи: -обобщать знания детей об электричестве; -расширять представления о том, где «живет» электричество, и как оно помогает человеку;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сила трения: враг или помощник? Колесо»
Опубликовано: 5 января 2016 в 15:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сила трения: враг или помощник? Колесо»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ломакина (УИ 86257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД