Юлия Ломакина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сила трения: враг или помощник? Колесо»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности.
Тема: Великие изобретения. Сила трения : враг или помощник? Колесо.
Цель: дать начальные представления о силе трения.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Сила трения: враг или помощник? Колесо“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Задачи: познакомить детей с силой трения, познакомить с использованием силы трения и ее преодолением человеком, знакомство с изобретением колеса, опытным путем вместе выяснить, что у колеса меньше трения, как оно своим появлением облегчило труд людей.
Воспитатель: Наше занятие мы начнем с выяснения, что же такое ТРЕНИЕ и зачем оно нужно. Или оно только мешает?
Я хочу предложить вам покатать машинки по ковру и по столу. Что имеет более гладкую поверхность стол или ковер? (Ответы детей)
Да, стол более гладкий. А в каком случае трение больше (вы почувствовали большее сопротивление при качении машинки) и почему? Все убедились, что по столу машине ехать легче, чем по ковру? (Ответы детей)
А теперь попробуем перетянуть палку друг у друга, представьте, что это такой импровизированный канат. Сначала мы это сделаем сухими руками, а затем мокрыми.
Если кто-то и сомневался в важности трения, то мы его взяли и убрали! Намазали руки мылом. И что же произошло? Канат стало невозможно удержать. Если попробовать удержать в сухих и в намыленных руках гладкую бутылку с водой, то произойдет то же самое, из намыленных рук она выскользнет. А теперь давайте вымоем руки, и трение вернется, теперь мы его увеличим! Так в жизни человек использует резиновые покрышки для колес, чтобы улучшить сцепление с дорогой автомобиля, а смазку или машинное масло (у нас смазкой служило мыло, наоборот, для уменьшения трения между вращающимися металлическими деталями, чтобы уменьшить стирание и износ деталей. А на обуви есть поверхность, которая по свойствам похожа на покрышки колес? (Ответы детей) Правильно! Конечно, это подошва. Чтобы человек не падал, не скользил, подошву у обуви часто изготавливают из резины, каучука или полиуретана.
Так значит, трение все-таки нужная вещь. Давайте вспомним мультфильм про фиксиков «Сила трения». Просмотр мультфильма.
Теперь мы поняли, что без трения вообще никуда. Мы даже не могли бы ходить, а только падали бы сразу.
Сейчас мы проведем с вами очень интересный опыт из телепередачи «Галлилео». Насыплем в маленькую бутылочку рис и утрясем его. Потом воткнем палочку для суши, еще утрясем. А теперь потянем за палочку. Смотрите, бутылочка поднимается вместе с ней! Волшебство? Что удерживает палочку в бутылочке с рисом? (Ответы детей) Правильно, сила трения.
Мы утрясли рис так, что рисинки очень плотно легли в бутылочке, обхватив палочку. Трение, в данном случае, стало больше силы тяжести. Палочку и просто выдернуть из бутылки становится непросто.
Ну а теперь перейдем к механизмам. Трение ведь для них очень важно. Важно, чтобы оно было, но и чтобы не очень большое. Для этого в них используется смазка.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения под песню из мультфильма про фиксиков «Дрыц-тыц, помогатор!»
Воспитатель: - Дети, посмотрите на картинки. Скажите, какой мешок с картошкой будет легче переместить ослику? (Мешок лежит на земле, на тележке с квадратными колесами и на тележке с круглыми колесами)
Дети: - Ослику легче переместить мешок с картошкой, который лежит на тележке с круглыми колесами.
Воспитатель: - А где возникает сила трения? Обратите внимание, из каких деталей состоит тележка?
Дети: - Из колес.
Воспитатель: - А как человек изобрел колесо?
Физкультминутка.
Инсценировка стихотворения «Колесо» Кистановой А. В.
(двое мальчиков читают заранее выученное стихотворение)
У нас лежало на пути
Огромное бревно.
Его никак не обойти,
Поднять же - тяжело.
Его пытались мы тянуть,
И выбились из сил.
Тут я решил его толкнуть,
А Ваня - покатил.
Пошла дорожка под уклон,
Катилося бревно…
Вот так наверно человек
Придумал колесо!
Воспитатель: - Тележка состоит из колес. А сколько колес у тележки?
Дети: - Четыре колеса.
Воспитатель: - А еще из чего? (При затруднении воспитатель подсказывает) Тележка состоит из четырех колес, корпуса тележки и двух осей, на которых располагаются колеса. Сила трения возникает в месте соприкосновения поверхностей. Она возникает в точке соприкосновения колеса с землей, в местах соединения осей с корпусом тележки. Человек изобрел колесо, чтобы максимально уменьшить силу трения с землей. Но на бездорожье колесо начинает буксовать, и тогда используют (как у трактора или у танка) гусеничные колеса. Для уменьшения трения оси и корпуса используют смазку, а еще подшипники.
Командная игра-эстафета «Перенеси и перевези»
Воспитатель: - Предлагаю устроить соревнование «Перенеси и перевези». Для этого, попрошу вас, построится в две колонны, причем в колоннах встать через одного: девочка, мальчик и так далее.
(Мальчики будут тянуть по полу мешки с кубиками, а девочки перевозить их на игрушечных грузовиках по ковру и возвращаться назад, передавая следующим за ними по команде)
Воспитатель: - Как вы думаете, кому было легче? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Конечно, тяжелее было мальчикам, им мешало трение.
Итог занятия.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомились с силой трения. Узнали, как ее использует и преодолевает человек. Узнали о великом изобретении человечества - об изобретении колеса. Чтобы почувствовать силу трения провели ряд экспериментов и даже эстафету. Вам понравилось наше занятие? (Да) Тогда до встречи на следующем занятии по познавательно- исследовательской деятельности.