Зульфия Кучкарова
Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности «Эксперимент мы проведем, воздух мы везде найдём»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- обобщить, уточнить знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
-расширять знания о воздухе.
-оспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Ход занятия:
Мы друг друга повстречали.
Публикация «Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности „Эксперимент мы проведем, воздух мы везде найдём“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Здравствуй, здравствуй милый друг,
Посмотри скорей вокруг,
Ты мне просто улыбнись, очень крепко обнимись.
Воспитатель:
В группу влетает ракета
Ой,ребята необычный сегодня день праздник Космонавтики.
Педагог как вы думаете откуда она к нам прилетела, как она смогла лететь сама, кто управлял ракетой, вы хотите узнать кто ее к нам отправил кто помог ракете двигаться?
На обратной стороне внутри ракеты картинка ФИКСИКИ
МЫ РЕШИЛИ ПОСТРОИТЬ РАКЕТУ ЧТОБЫ ПОЛЕТЕТЬ В КОСМОС КОГДА ПРИКРЕПИЛИ ШАР РАКЕТА ВДРУГ УЛЕТЕЛА МЫ НЕ МОЖЕМ ПОНЯТЬ ЧТО ПРОИЗОШЛО КТО ДВИГАЛ ШАР И ПОЧЕМУ РАКЕТА УЛЕТЕЛА РЕБЯТА ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ ЧТО В РАКЕТЕ
Дети:-Воздух.
В:-Правильно. Теперь мы знаем, что в ракете находится воздух.
В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек» чтобы исследовать воздух Симка и Нолик будут наблюдать за нами
Эксперимент мы проведё м-воздух мы везде найдём!
-Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
1 ребенок: Воздух будто невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Воздух мы не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Воздух окружает нас со всех сторон.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
В. : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В. : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В. : Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В. : Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Опыт 1. (Поймаем воздух)
В. : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д:Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В. : Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Д: Из пакета выходит воздух
В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
В. : Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Игра «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Воздух можно услышать.
Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)
В. : Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
-Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В. : Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с ваткой. Возьмите веер и помашите им над ваткой. Почему ватка движется? Устроим настоящий ураган (дети машут веерами)
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу ваточку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Физминутка «Парашют» (с тканью двигаются по кругу)
Дружно мы все встали в круг.
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идём.
Парашют в руках несём.
Руки вверх все поднимаем.
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Лёгким воздухом надут.
Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В. : Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
В. : Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В. : Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Опыт 6 (Воздух легче воды)
В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
Д: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Итог.
В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
В: посмотрите внимательно на картинки, чем они отличаются?
Дети: на одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый лес
В каком месте вы бы хотели жить и почему?
Д: : на второй, где красиво и нет дыма.
В: а как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух?
Дети: к гибели
Опыт8 (Пламя загрязняет воздух)
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.
Предложите варианты очистки воздуха.
Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.
- Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё. Что вы узнали о воздухе.
Дети рассматривают схемы по алгоритмам выясняют что они делали, что нового узнали. (видеозапись)