Елена Николаевна Радыгина
Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа)
Тема: «Чудеса на водоёме».
Цель: дать представление о весенних чудесах на водоёме.
Задачи. Уточнить представление детей о водоёме как общем доме для растений, рыб, земноводных и других обитателей; о пищевых цепях. Развивать умение различать и называть обитателей водоёма и их детёнышей; находить пищевые связи между обитателями водоёма и прибрежной зоны. Воспитывать уважительное отношение к обитателям водоёма.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Чудеса на водоеме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предварительная работа.
Беседа об обитателях водоёма и их жизни в весеннее время.
Чтение стихотворений о весне.
Рассматривание иллюстраций о водоёмах.
Материалы к занятию.
Картинки с изображением растительного и животного мира водоёма, головастиков, мальков рыб, насекомых, картинки перелётных птиц.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о водоёмах, о его обитателях и чудесах, которые происходят с ними весной. А поможет нам с этим разобраться наш гость. Встречайте!
(Появляется Водяной. С собой у него набор картинок о растительном и животном мире водоёма.)
Водяной. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Вы узнали, кто это?
Дети. Да! Это Водяной.
Воспитатель. Водяной, ты много знаешь про жизнь обитателей водоёма. Может, поможешь нам познакомиться с их жизнью весной?
Водяной. С большим удовольствием! Я и картинки про них захватил. Посмотрите, как красив водоём. На водной глади распахнули свои крупные листья водные растения. Надеюсь, вы их узнали?
(Ответы детей.)
Водяной. Рядом с каждым листом – бутоны роскошных цветов кубышки жёлтой. А вот появляется и бутон кувшинки белой. Как маяки, призывают они перелётных птиц опуститься на воду родного озера.
Воспитатель. Много птиц уже на водоёме, правда, ребята? Давайте назовём и покажем картинки с этими птицами.
(Дети находят изображение птиц на развешанных картинках в группе, называют и помещают их на доску.)
Водяной. Утки уже пересекают водный простор. Очищая водоём от разросшихся водорослей и народившейся молоди. Цапля и зимородок занялись привычным делом. Цапля здесь каждый закуток знает, где какая охота, не забыла.
Воспитатель. Почему, водяной, ты называешь это озеро родным?
Водяной. Для этих перелётных птиц оно действительно родное, потому что они тут родились, то есть из яйца вылупились. Природа так устроена, что место, где родился, остаётся самым дорогим на всю жизнь, и свои детки тоже должны вылупиться здесь. Вон посмотрите, камышовка гнездо свила и села на яйца. А самец за кормом для неё летает. За кормом далеко лететь не нужно: его здесь много, вон, сколько насекомых летает.
Воспитатель. Насекомых возле водоёма обычно много. Ребята, найдите и назовите насекомых, которые живут на водоёме. (Дети выбирают нужных насекомых из развешанных по группе картинок, и помещают их на доску.)
Водяной. Весной на водоёме лягушки устраивают свои весенние концерты. Маленькие лягушата греются на камушках.
Воспитатель. Уважаемый Водяной, ребята знают, как происходит это чудесное превращение.
(Дети отвечают и выставляют картинки с изображением цикла развития лягушки.)
Водяной. Молодцы, ребята! Лягушки откладывают очень много икры, ведь ею питаются многие рыбы, особенно мальки. Когда из икринок появляются головастики, на поверхности водоёма у берега будут плавать целые чёрные стаи. Если из каждого головастика вырастит лягушонок, то на водоёме нашем больше ни для кого не останется места. Поэтому чем больше головастиков съедят, тем больше рыб и птиц будут чувствовать себя сытыми и здоровыми.
Воспитатель. Ребята, так кто же питается головастиками?
(Ответы детей.)
Водяной. Самые шустрые из головастиков сумеют отрастить четыре лапки, потерять хвост и выбраться на берег. Здесь их тоже подстерегает хищники – цапли, аисты, выдры. Но перебираясь с воды на сушу и с суши в воду, многим удаётся спастись.
Динамическая пауза. Дети выполняют движения к стихотворению «Лягушки – хохотушки».
Две лягушки-хохотушки
(отставляем указательный и средний пальцы, остальные собираем в кулак)
Прыгали - скакали,
(пальцами изображаем прыжки)
Лапкой – хлоп, другою – хлоп
(хлопаем ладонью по ноге)
Щёки раздували.
(показываем округлость пальцами вокруг щёк)
Увидали комара
(делаем щепоть из трёх пальцев правой руки, изображаем траекторию полёта комара, следим глазами)
Закричали «ква-ква-ква!»
(противопоставляем большие пальцы обеих рук остальным пальцам, изображаем движением пальцев открывание и закрывание рта)
Улетел комар как ветер –
(руками двигаем резко вперёд, выдвинув указательные пальцы)
Хорошо жить на свете!
(гладим грудь ладонями)
Воспитатель. Но икру откладывают не только лягушки. Из икринок появляются и другие обитатели водоёмов. Расскажите, ребята, кто же ещё появляется из икры?
Дети. Рыбы!
Водяной. Вы правы, рыбы тоже откладывают икру из которой появляются мальки. Только самые быстрые и ловкие смогут выжить, но даже когда они вырастут. Всегда найдётся тот, кто ими полакомится.
Воспитатель. А кого же ещё можно встретить на водоёме? Ребята, расскажите.
Дети. Раков прудовиков, ужей, катушек.
Водяной. Кстати, маленькие рачки тоже появляются из икры. На берегу вы можете увидеть много пустых раковин прудовиков и катушек. Где же они живут?
Дети. Катушки живут на дне. Прудовики среди листьев и стеблей водных растений.
Водяной. Вы правы. Корм они находят тоже в водоёме. Прудовики питаются водными растениями, а катушки – илом и водорослями. Как только хорошо потеплеет, к пруду приползут ужи. Обычно они держатся поближе к водоёму – недалеко от реки, озера или пруда. Ужи хорошо плавают, ныряют и могут долго находится под водой. Изгибая своё тело, уж быстро ползает по земле. Корма для ужей здесь тоже хватает – ив воде и на берегу. А вы знаете, чем ужи питаются?
(Ответы детей.)
Водяной. Очень нравится ужам лягушки. Иногда они питаются мышами и насекомыми. А в воде для них головастиков и мальков рыб хватает.
Воспитатель. Спасибо, Водяной, за интересную беседу. Много нового мы с ребятами сегодня узнали. Пора и нам водоём посетить.