Евгения Зимина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа Смешариков. Звук и буква Ш»
(занятие в подготовительной к школе группе)
Задачи:
-Закрепить произношение звука «Ш» изолированно, в словах, фразовой речи.
-Формировать умение определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, согласовать в речи существительные с числительными.
-Развивать фонематический слух, мелкую моторику, мышление и внимание.
-Воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Оборудование: Смешарики (игрушки, схемы – символы для звука «Ш», кубик «Посчитай -ка», мяч, счетные палочки, предметные картинки.
Сегодня к нам пришли гости:
Веселые «мультяшки», все круглые, как шарики,
Такие все «добряшки», и их зовут (смешарики).
Бараш и Нюша пришли за помощью. Их друг, озорной Крош, любит всех разыгрывать. Вчера он решил подшутить над Нюшей. Спрятал ее любимую шкатулку и сказал, что готовит сюрприз. А у Нюши - скоро день рождения. Крош придумал игры, в которых они должны выполнить 10 заданий. Бараш, как верный друг, решил помочь Нюше. Но они переживают, справятся ли они вдвоем. Им нужны помощники. Давайте поиграем!
1. Как вы думаете, с каким звуком речи Крош, Нюша и Бараш любят играть? (Ш). Почему? (в их именах есть звук Ш).
Давайте расскажем о звуке Ш, а помогут нам в этом картинки. На наборное полотно выставляются схемы- символы (согласный, твердый, глухой; язычок – вверху, как чашка, звук «шипит»).
2. Фонетическая зарядка.
Логопед. Тихо зашумел камыш. Дети произносят на выдохе: Ш – Ш – Ш
- Где-то зашуршала мышь: Ш – Ш – Ш
- Воздух вышел из колес: Ш – Ш – Ш
- Ветер листики понес: Ш – Ш – Ш.
3. Выкладывают букву Ш из палочек. Логопед. Три палочки на подставочке. Это буква Ш.
4. Игра «Бусы для Нюши» Логопед. У Нюши скоро день рождения и Бараш решил подарить ей бусы. Давайте поможем Барашу их собрать. Дети подбирают бусинки с картинками, в названиях которых есть звук Ш. И нанизывают бусинки на шнурок.
5. Игра с кубиком «Посчитай-ка» Тот ребенок, который называет слово со звуком Ш (мишка, получает кубик. Логопед. Мы присядем столько раз - сколько мишек у нас. Ребенок кидает кубик. Выпадает, например 5 точек. Дети (пять мишек) под счет приседают пять раз и. т. д.
-Мы подпрыгнем столько раз - сколько карандашей у нас.
-Топнем ножкой столько раз - сколько кошек у нас.
-Хлопнем в ладоши столько раз - сколько шариков у нас.
- Потянулись столько раз - сколько шапок у нас.
6. Игра «Шалунишки» (дифференциация С и Ш). На наборном полотне выставлены картинки. Логопед. Нюша любит пошалить. Хлопните в ладоши один раз, если она неправильно скажет слово.
-Шанки, машина, ананаш, колесо, шапка, шова, автобуш, шишки, велошипед, мышь. Затем ребята убирают лишние картинки (со звуком С) и делят оставшиеся слова на слоги. Прыгают и подсчитывают количество слогов (ма-ши-на).
7. Игра с мячом «Измени словечко» Ребенок, которому брошен мяч, меняет слово так, чтобы в нем появился звук Ш, например: солнце – солнышко.
(Книга – книжка, дед – дедушка, медведь – мишка, ухо – ушко, изба – избушка, рубаха – рубашка, нога – ножка, зайчик – зайчишка, мальчик – мальчишка, лев – левушка, лебедь – лебёдушка, сова – совушка, петух – петушок, пух – пушок, орех – орешек, камень – камешек, хлеб – хлебушек, дрова – дровишки, муравьи – муравьишки, мальчики – мальчишки).
8. Игра с Нюшей. Передавая по цепочке игрушку, дети исправляют предложения, неправильно построенные по смыслу:
-Мышка ловит кошку.
-Каша ела Машу.
-Чашка помыла Наташу.
-Лошадка едет на Мише.
-Груша съела Дашу.
-Машинка катает Алешу.
-Книжку читает Гришу.
-Шкаф лежит в одежде.
-Мошка поймала лягушку.
-Ватрушки испекли бабушку.
9. Игра «Где прячется звук?» Определить позицию звука Ш в слове (в начале, в середине или в конце). Поставить картинки по порядку. Логопед переворачивает картинки обратной стороной. Дети читают (Ум-ни-ки).
10. Загадка. Бегает вприпрыжку, любит кочерыжку.
Летом – серый, зимой – белый.
Самый он в лесу несмелый.
Маленький трусишка.
Кто это… (зайчишка).
Дети находят рюкзачок – зайчика, а там сюрприз - шкатулка Нюши с конфетами. Нюша угощает всех конфетами и благодарит за помощь.