Приложение МААМ

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Светлана Курлыкова
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

«Происшествие в городе Звукограде»

Цель: Различение и произношение звуков [Л] - [Л'] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний о механизме образования звуков[л], [ль], звуковой анализ (позиция звука в слове);

- продолжить работу над словообразованием, употреблением притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи;

- продолжить работу над умением образовывать родственные слова;

- закрепить умение составлять предложение с опорой на схему и заданное слово.

Коррекционные:

Публикация «Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте» размещена в разделах

- развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве;

- закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.

Оборудование: предметные картинки на Л, Л',

Разрезанные картинки с изображением животных (лиса, белка, волк, ипликатор Кузнецова трёх цветов для звукового анализа слов, Видеозапись: урагана, парка, фонтана, улиц города. Видеопроектор. Мяч, игрушки: белка, лиса, волк. Карта города Звукограда. Пособие игры «Умные ноги»

Словарная работа: ураган, Звукоград, Грамотея.

Здоровьесберегающие технологии: логоритмика, психогимнастика, самомассаж, ипликаторы Кузнецова, игра «Умные ноги»

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед:

- Сядет тот, кто назовёт лишнее слово и объяснит, почему оно лишнее.

Коза, корова, белка, лошадь

Коляска, платье, носки, юбка

Машина, автобус, самолёт, мотоцикл

Огурец, свекла, капуста, лимон

Кукла, лопата, грабли, лейка

Ласточка, курица, гусь, утка

(Дети называют лишние слова, а логопед выставляет на наборное полотно картинки со звуками [Л] [Ль]).

2. Сообщение темы занятия.

- Какой одинаковый звук слышится в словах: белка, кукла, ласточка?

- Расскажите, какой он.

(Согласный, звонкий, твёрдый)

- Какой одинаковый звук слышится в словах: коляска, самолёт лимон?

(Согласный, звонкий, мягкий)

- Чем похожи эти звуки?

-Чем различаются?

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Л] и [Ль]

3. Работа над темой.

Стук в дверь. Принесли телеграмму. Телеграмма зашифрована.

Игра «Шифровальщики»

(По первым звукам слов составить новые слова).

Приглашаю в город Звукоград. Фея Грамотея.

- Кто жители Звукограда?

- Как же нам попасть в город Звукоград? (Ответы детей).

Физкультминутка.

- Чтобы в город нам попасть,

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть, и нагнуться

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всём на миг забыть.

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй детство и игра».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения).

- Вот мы и на месте.

- Но, что же здесь произошло?

-Над городом пронёсся ураган «Звукоед» и натворил много бед для жителей Звукограда.

Что такое ураган? (Ответы детей).

(Показ видеоролика с записью урагана и его последствий).

- Давайте поможем жителям Звукограда восстановить город после урагана.

- Мы сможем войти в город, если повторим слоговые ряды.

Воспроизведение слоговых рядов:

ла-ла-ля ЛЯ-ла-ля

ЛЯ-ля-ла

ЛЯ -ла-ла сла-сла-сля

ла-ля-ля сла-сля-сля

ла-ля-ла сля-сла-сла

- От урагана больше всего пострадала улица, где живут звуки [Л] – [Ль]. На ней много разрушенных домов. Давайте поможем жителям восстановить дома.

Различение Л-Л' на слух и в произношении:

а) ла, ля, ло, ели, осль, слy, шла, шли. ;

б) лом, лёд, калина, калитка, колос, колесо, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце.

(Дети работают с сигнальными карточками синего и зелёного цвета).

Преобразование слогов, слов - игра "Наоборот" :

а)ла-ла-ла - ля- ля- ля

ло-ло-ло -

лу-лу-лу -

лы-лы-лы -

лэ-лэ-лэ - ал-ал-ал - аль-аль-аль

ол-ол-ол —

у л-ул-ул -

ыл-ыл-ыл -

эл-эл-эл -

юла - Юля

лук -

мел -

был -

угол -

цел -

мол -

пыл -

дом -

коли - колы

вали - волы

вили - вилы

галька - галка

полька - полка

Поля - пола

ель - ел

лисий - лысый

колеса - колосья

(Игра в мяч)

Различение звуков [Л] - [Ль] в тексте с опорой на условные обозначения.

Люся пасла гусей около леса. Из леса выскочила лиса. Лиса спряталась за кустами. Гуси наелись и легли спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны.

- Дома восстановлены, теперь нужно расселить жителей в домах.

Игра: «Расселим жителей в новые квартиры».

Различение звуков [Л] [Ль] по картинкам с указанием места звука в слове. («Умные ноги»)

( Дети прыжком указывают нужные дома: для звука [Л] синий дом, для [Ль] зелёный дом).

- Недалеко отсюда находится парк слов родственников.

После урагана слова родственники растерялись.

- Кто это плачет?

Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается. (Белка)

Она появится, если мы назовём слова родственники к слову белка.

(Дети называют родственные слова). Появляется белочка и предлагает поиграть.

Игра «Звери играют в прятки»

(Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -ий, -ья, -ье, -ьи)

На картинках изображены различные части тела животных: белки, лисы, волка.

Дети называют части тела животных).

- Давайте подарим звуковые портреты лисе, белке, волку.

Звуко-слоговой анализ слов ипликаторами Кузнецова: лиса, белка, волк.

(Дети работают парами. После анализа выполненной работы ставится игрушка возле звукового «портрета» животного).

Наш путь лежит к фонтану правильных слов.

(Показ фонтана в видеозаписи)

- Струи фонтана бьют невысоко.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Для того, чтобы починить фонтан, нам нужно «собрать сломанные слова».

(У каждого ребёнка карточка со «сломанным» словом. Из слогов он составляет слово и записывает его).

Лос ка по

Ли ка на

Лос го

Зал вок

Лу го би

Лы на пе

- С полученным словом составить предложение по заданной схеме.

-Нам удалось починить фонтан. Как высоко поднимаются струи воды!

(показ в видеозаписи фонтана)

- Недаром говорится,

Что дело мастера боится.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение детьми пословицы).

- Посмотрите, каким красивым стал город Звукоград. (Показ видеозаписи улиц, проспектов, парков… города).

Вот и закончилось наше путешествие в город Звукоград. Повидать Фею Грамотею нам не удалось. У неё после урагана в городе много дел. Но, я думаю, что мы ещё не раз сюда вернёмся.

Психогимнастика.

Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и поделитесь своим теплом друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Закройте глаза. Вы молодцы. Возвращаемся в группу.

Итог занятия.

- Жителям какого города мы помогали?

-Вспомните, какие задания мы выполняли, чтобы помочь жителям города?

- Какие задания показались вам трудными?

- А какие не вызывали затруднений?

(Дети отвечают на вопросы).

Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте
Опубликовано: 23 марта 2015 в 10:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Курлыкова (УИ 328376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД